Друг прислал рецензию из The New York Review на недавнюю книгу
White Freedom: The Racial History of an Idea by Tyler Stovall. Автор рецензии David A. Bell.
https://www.nybooks.com/articles/2021/09/23/whose-freedom/?utm_source=nybooks С припиской о том, что рецензия и книга заставили его по-иному взглянуть на американскую, да и мировую историю.
Сама книга Тайлора Стовалла посвящена доказательству того, что идеи либерализма, которые по мнению любого непредвзятого современника составляют фундамент развития нашей цивилизации, есть порождение расизма, сами есть расизм, и свобода - абсолютная ценность Западной цивилизации - тоже есть порождение расизма и сама по себе расизм. Автор книги доказывает свои идеи, анализируя развитие либеральных идей во Франции и в США, указывая на расистский характер как политических деятелей, так и фундаментальных документов, таких как французская «Декларация прав человека и гражданина», американская «Декларация независимости», «Конституция США» и т.д.
Рецензия Белла как и сама рецензируемая книга подняла во мне волну протеста, которую я довольно долго не мог оформить в какое-то содержательное возражение по существу и вынужден был продолжить чтение обсуждений этой книги и размышлять по их поводу. Но в конце концов я кажется нащупал главную мысль, которую и спешу записать.
Пафос автора книги как и многих других «прогрессивных» мыслителей нашего времени состоит в «разоблачении» самой конструкции либеральной демократии как воплощении расистской идеологии, созданной как часть белого супремасизма. Поскольку тем самым конструкция имеет врожденный имманентный дефект, она должна быть разрушена, модифицирована и/или заменена чем-то другим, более подходящим с точки зрения положений Критической Расовой Теории.
В 18 веке, к которому можно отнести рождение либерализма, гуманистические представления об универсальных ценностях, таких как права человека, их всеобщий охват и т.п. только-только зарождались. Расистские представления были общепринятыми и не вызвали особых возражений. Для того чтобы они изменились в соответствии с ценностями сегодняшнего дня необходимо было прожить более двух веков. Мы их прожили и изменили свои представления, причем изменили именно оставаясь в парадигме либеральных ценностей и свобод, кодифицированных в виде означенных фундаментальных документов. Тем самым либеральная модель, заложенная отцами основателями, доказала свою устойчивость и способность адаптироваться к постоянно меняющимся представлениям нашей цивилизации. Основные ее принципы остаются неизменными, а дефекты, на которые указывают критики, исправляются, благодаря именно хорошим и надежным качествам модели.
Мое радикальное расхождение с взглядами Стовалла и его единомышленников как раз и состоит в том, что он считает либерально-демократическую модель, реализованную в США, непригодной, поскольку она основана на расистских представлениях и даже более того есть сама расизм. И как таковая подлежит демонтажу и замене чем-то более подходящим. Я же уверен в ее доброкачественности и способности к развитию на основе меняющихся общественных взглядов. Более того, история последних столетий с очевидностью доказала преимущества этой модели, как убедительно показал, скажем, Стивен Пинкер.