Кирилл Рогов на «Эхе» высказывает свое видение «конторы»:
Все 90-е годы КГБ было в разобранном состоянии. Мы знаем, что многие его сотрудники, как Путин, довольно быстро ушли из органов и примкнули к кружкам победителей, встроились в их нужды, интересы, обслугу. Но потом, в конце 90-го года, этот миф был реставрирован. Это была реставрация на пустом месте. Она не продолжила свое существование до 2000 годов. И потом мы могли с удивлением обнаруживать, когда наблюдали за делом ЮКОСа, стали появляться какие-то фамилии, или за делом «Трех китов», людей из этого самого ФСБ. И можно было только удивляться, посмотрев на их биографии и поняв, что они никакого отношения к советскому КГБ не имеют, они просто сюда пришли в новые времена и пользуются этим мифом для своих целей.
Так что судьба мифа драматическая, но Владимир Путин с удивительным артистизмом и яркостью артистической воспроизвел пластику этого мифа. И все, как завороженные, смотрят на то, как КГБ приходит к власти в новой России, хотя это совершенно ничего не имеющая организация с той организацией, которая кончилась в августе 1991 года
Кирилл считает, что старый КГБ действительно умер в 91-м году, а современная служба ФСБ это нечто новое, сооруженное Путиным и его командой. От старой структуры остался только миф, который успешно эксплуатируется в целях PR нового режима.
При всем уважении к Кириллу я не могу с ним в этом согласиться. Новая служба тайной полиции не была «реставрацией на пустом месте». Старые гебешные кадры сохранились и быстро нашли свое место в новых структурах ФСБ, а еще в большей части стали их представителями в бизнесе, где они осуществляли контроль и изъятие средств в пользу нового режима. Новые имена, появившиеся в российском бизнесе, были или не такими и новыми, или их приводили и обучали ремеслу старые гебешные кадры.
Действительно, очень верно Кирилл отмечает восстановление Путиным старого мифа о супер эффективной тайной полиции, холодных руках и каких-то еще органах. Однако из его построений можно предположить, что мол раньше контора была эффективной, а теперь какая-то шарага. На самом деле она всегда была шарагой. Только действовала в закрытом информационном пространстве, где истинную шаражечную сущность можно было скрывать. А теперь никак не получится.
И еще одно соображение. Я не думаю, что мощную, всепроникающую структуру управления по сути всем обществом можно было бы соорудить с нуля за такое кототкое время. В прощлый раз большевикам, а потом Сталину потребовались десятилетия усилий для создания конторы и наделения ее известными властными функциями.