В дневнике высокоученого многомудрого юзера обнаружил каноническую евангельскую максиму, всегда вызывавшую у меня недоуменные вопросы. Многомудрый юзер еврейского происхождения, но крещеный в православную веру и по-видимому сильно ею увлеченный, без сомнения употреблял формулу как непреложную для него истину. Максима, которую он употребил видимо не впервые, хорошо известна: «не человек для субботы, а суббота для человека». Формула эта тысячу раз интерпретирована и нет нужды добавлять мое доморощенное толкование. Тем более, что будучи сам галахическим евреем, но абсолютно секулярным и лишенным даже намека на религиозное чувство любой направленности, немного нового могу я добавить в трактовку этого глубокого и очень небесспорного для еврейского сознания утверждения.
Спорность утверждения следует из очевидного (казалось мне, sic!) противоречия с 4-й заповедью Моисея из 10, переданных ему всевышним на горе Синай (кажется так, я плохо умею говорить про ЭТО). Упомянутая заповедь требует соблюдать закон субботы no matter what - опять-таки, как мне казалось. Христианская формула Марк 2:23-28 воспринимается как отказ следованию 4-й заповеди Моисея, а стало быть и порождает указанное противоречие. Исход 20: 1-17. Будучи человеком невежественным и лишенным слуха в религиозных откровениях, я разумеется на свое толкование библейских и евангельских текстов полагаться никак не могу, а поэтому обращаюсь к экспертному знанию. В данном случае моим экспертом выступил блестящий библеист Глеб Ястребов, любезно ответивший на мой вопрос:
Здесь нет противоречия с Законом: даже в раввинистических текстах говорится, что "Суббота вручена вам, а не вы Субботе" (Мехильта). При такой интерпретации, Суббота осмысляется как дар Бога человеку, который необходимо "святить" и чтить, но который призван сделать человека счастливым, а не несчастливым. Соответственно, в подходе к Субботе допустима определенная мера творческой свободы. (На эту тему есть много дискуссий в Талмуде.)
Т.е. примерно так: Адам создан в пятницу, а затем Суббота - как дар. А не сначала Суббота, а потом "найти того, кто будет это соблюдать".
(Только следует оговориться, что в христианстве нет единого подхода к данному вопросу. Мой ответ сформулирован в свете современной библеистики.)
Сочувственное цитирование евреями христианского, евангельского отношения к закону субботы всегда вызывало во мне чувство душевного дискомфорта. Нет, у меня нет априорного предубеждения против евреев-выкрестов, но именно этот момент отказа от закона субботы или либерального его толкования меня неизменно коробили. Мне всегда казалось, что именно заповедь субботнего ограничения порождает глубинное основание еврейского сознания. Тем более значимое для меня тем, что из нее следует важнейшая ценность свободы. Ценность, в дальнейшем изрядно девальвированная, на мой взгляд, христианской философией, ограничивающей свободу религиозными христианскими догматами. Но это несколько в сторону, здесь я не об этом. Несмотря на понятное теологическое объяснение Глеба Ястребова, я остаюсь в своих доморощенных неприятных ощущениях потери чего-то важного теми евреями, которые принимают так задевающий меня афоризм Христа.