Чума на оба ваши дома
Это школа Соломона Шкляра
Школа бальных танцев, вам говорят
Одесско-киевская народная песня
Пришел нынешний високосный год с плохими подарками, бушующей пандемией КОВИД-19, как ее следствие резким провалом экономики, сбоем работы сложившейся системы мировой хозяйственной жизни (не говоря уж о других, нехозяйственных ее аспектах), политическими страстями, охватившими полмира, и т.д. и т.п. Думать, будто это год виноват и несчастья упали как снег на голову, по меньшей мере наивно. Они зрели давно, а прорвались вдруг и сразу как часто бывает.
В Америке две главные эпидемии: эпидемия КОВИД-19 и эпидемия политического безумства. Не считая «мелких»неприятностей типа президентских выборов, которые конечно добавляют хвороста в топку политических страстей, но все же стоят особняком. Полагаю, что две упомянутые эпидемии вошли в резонанс и кратно усилили друг друга. Но это так, a propos. В каждодневной жизни и без того взрывоопасная политическая повестка вызвала вспышку эмоций в головах выбитых из привычного уклада людей. И обычно-то нестихающие полемические страсти достигли уровня фортиссимо. Звук выведен на максимальную мощность, смыслы смешались и почти исчезли. Надо разбираться, в первую очередь стараясь отделить шум как таковой от реально происходящих событий, действий и их последствий. .
Слева на меня наваливается какофония, в которой отчетливо выделена первая гармоника BLM. (Термины левый-правый используются условно. Можно было бы обозначать их, скажем, желтые-зеленые). Под этим лозунгом уже третий месяц идут многотысячные демонстрации, перерастающие в погромы, захват уличных кварталов, и даже учреждение наших (следуя полету мысли Венедикта Ерофеева) местных сиэтлских Петушков,. Справа же непрерывно звучат крики ужаса: все пропало, Америка кончилась, большевики завтра возьмут власть и т.д. и т.п. Да, и чуть не забыл, единственный спаситель - Трамп. Мне ни правая, ни левая истерика не по душе. Поэтому я принимаю лозунг Батьки Махно: «Бей белых до красна, бей красных до бела» и пускаюсь в опасное предприятие - пытаюсь отвечать на две стороны.
Две шаги налево
Я пытаюсь выхватить нечто главное, что составляет суть моих претензий к позиции левых. Помимо этого там есть еще масса других фактов разного масштаба и разной способности вызывать испуг. Но я не собирался писать политико-философский трактат, а лишь как-то общим образом разобраться в своих ощущениях.
Итак, главная опасность, которую я наблюдаю исходящей от левых политиков и той части общества, которая их поддерживает, состоит в уменьшении свободы жизни в Америке, реальном или потенциальном. Свобода составляет одну из главных ценностей американской культуры. Кто не верит, может в два щелчка найти подтверждение в Гугле. Эта ценность особенно важна для тех, кто имел опыт жизни в других условиях. В списке главных ценностей здесь свобода стоит на первом месте. Первая поправка к Конституции защищает свободу слова, совести, собраний, печати и т.п. Духом Первой поправки проникнуто все общественное бытие Америки. Американцы чувствительны к нарушению продекларированных в ней прав и дорожат ими. Поэтому было странно наблюдать, как тень несвободы медленно, но неуклонно наползала слева, став в наши дни реальной угрозой. Необычно здесь лишь то, что это происходит в Америке. О том же, что левая идеология по самой своей сути плохо совместима со свободой, мы знаем давно и хорошо. Революционеры всегда обладают правильным знанием того, что составляет народное счастье и не допускают никакого другого понимания. Инакомыслие искореняется и в пределе мы получаем прекрасный оруэлловский мир. Проходили.
Все последние годы было видно, как левая идеология проникает в ткань академического мира Америки. Университеты последовательно превращаются в центры левой пропаганды. В соответствии со своей природой, левая идеология борется за искоренение других точек зрения. И не только в гуманитарных науках, но и в точных. Опубликованная недавно статья “The Ideological Corruption of Science” известного физика Лауренса Крауса в газете «Уолл Стрит Джорнал» служит яркой иллюстрацией этого явления.
https://www.wsj.com/articles/the-ideological-corruption-of-science-11594572501. Американское образование сейчас находится в состоянии кризиса. Оно отстает от потребностей развития общества и требует новых подходов. Помимо прочих очевидных проблем, которые приносит идеологическая зашоренность университетов, она тормозит развитие системы образования, ключевая проблема современности.
Левый крен многих влиятельных СМИ был хорошо заметен в последние годы. Но до недавнего времени они сохраняли журналистский профессионализм и объективность распространяемой информации. Эти качества обеспечивались в том числе и подбором квалифицированных журналистов и редакторов, способных поддерживать высокие стандарты информационной продукции. При этом подбор осуществлялся именно на основе профессиональных качеств в малой связи с идеологическими взглядами. Ситуация сильно изменилась. Проводимая политика идеологической нетерпимости уже приводит к тому, что качество продукции ведущих изданий стало заметно падать. Я помню, как в течение довольно долгого времени выписывал “The New Republic” пока буквально в одночасье журнал резко сдвинулся влево и читать его перестало быть возможным. То же теперь происходит с одной из главных газет мира “The New York Times”. Характерна история произошедшая с известной журналисткой Бари Вайс, которую как и многих других просто выжили из газеты на основании того, что она не была созвучна левой идеологической доктрине. Она написала замечательное письмо-заявление об уходе, которое можно рассматривать как манифест-предупреждение. Его стоит читать, а я приведу здесь маленький кусочек, подчеркивающий мои мысли:
Однако уроки, которые следует извлечь из выборов, - уроки осознания важности понимания других американцев, необходимости сопротивления трайбализму, главенствующей роли в демократических обществах свободного обмена идеями, - до сих пор не выучены. Вместо этого в прессе вызрел новый консенсус, и пожалуй в особенности в этой газете [NYT]: убежденность в том, что истина не постигается в процессе коллективного усилия, а представляет собой ортодоксальное знание нескольких просвещенных, в чью обязанность входит информирование всех остальных. (перевод мой).
https://www.bariweiss.com/resignation-letter?fbclid=IwAR3FvCLa9jLMKcE4kBap5RPmV4fo7YNmNW8ec7_nNhZR68jVJycXG4FCMJQ Меморандум Бари Вайсс, публикация в Уолл Стрит Джорнал, недавнее «письмо 150» вызваны нарастающей тревогой, исходящей от наступающего засилия левой идеологии, подавляющей свободу мысли и высказываний. И эта возникающая реакция общества дает основание для оптимизма.
Повод для тревоги дает и продолжающийся марш «политики идентичности», как части левого наступления на свободу под эгидой политкорректности. После сокрушительного поражения левой идеи (в особенности главным образом марксизма) в конце прошлого века, она регенерировала в новом обличии и вернулась двумя десятилетиями позже, в частности и под новомодным именем «политики идентичности». С обанкротившимся марксизмом ее связывает то важное качество, что как и марксизм политика идентичности подменяет либеральную ценность уважения прав и свободы личности требованием уважения прав той или иной социальной группы. Группы эти определяются разными признаками, расовым гендерным, сексуальной ориентацией и т.д и т.п. По мере того как эти группы укреплялись политически, они требовали все большего признания со стороны всего социума, признания, которое постепенно наступало на базовые представления общества, сложившиеся в последние столетия. Наиболее яркими примерами таких групп являются движение феминисток, LGBT, BLM и т.п..
Политика идентичности, захватившая нынче страну и в особенности академический мир, нашла яркое проявление в жизни, приведя общество к широкому продолжающемуся протестному движению, триггером которого стало убийство полицейским афроамериканца Джорджа Флойда. Движение BLM получило мощный импульс, спровоцировавший не только анти расистские выступления, но и активизацию всего левого спектра, включая разного рода социалистов, коммунистов, анархистов, оживившихся маоистов и троцкистов. Наглядно это можно было видеть в Сиэтле, на площадке сиэтлских Петушков на Кэпитал Хилл в июне этого года.
Дискурс политики идентичности поддерживает явление политкорректности, наиболее ярко выражающее наступление новой левой идеологии на свободу. Требования политкорректности находятся в прямом противоречии с базовыми ценностями классического либерализма и в частности с Первой поправкой к Американской конституции.
Смена курса от выстраданной и доказавшей свою состоятельность либеральной модели развития (либерализм понимается в классическом смысле, не путать с американским «прогрессизмом») в сторону провозглашаемых левыми старых-новых ценностей, главной опасностью которых я вижу растущую несвободу, и есть моя самая значительная причина для беспокойства.
Две шаги направо
Оглушительный вопль «Америка погибла», несущийся справа, или если угодно, с противоположной стороны от «слева» можно взять как некое интегральное выражение альтернативной точки зрения на происходящее. Как и выше, я не собираюсь описывать бесконечное количество ужастиков, несущихся из этого стана. Попробую лишь отреагировать на главный, интегральный тезис.
Ощущение гибельной катастрофы, исходящее из наблюдаемых социально-политических явлений сегодняшней Америки и пронизывающее выступления многих «правых» (кавычки нужны ввиду условности этой пространственной дислокации, а какой-то термин нужен, чтобы их как-то называть) можно грубо объяснить несколькими причинами. Я выделяю такие.
Отсутствие минимальной исторической перспективы развития мира, и в первую очередь Америки. Для понимания того, что происходит в Америке, необходимо рассматривать события в контексте исторического развития. По крайней мере последних двух-трех столетий. За это время человечество достигло небывалого благополучия. Кто большего, кто меньшего и в этой разнице - большая проблема. Осознание растущего в целом благосостояния не мешает сохранению чувства обиды на социальную несправедливость, которое обостряется в моменты разного рода кризисов. В кризисные времена происходит переоценка идеологических доктрин, идеи требующие от политиков социально ориентированных программ приобретают большего числа сторонников, а также пополняются ряды радикалов, призывающих к полному слому существующего порядка. Так было всегда, так происходит и теперь. Кризис приносит с собой и возможности реформ - это общее место, постоянно забываемое алармистами, полагающими, что наш нынешний кризис уникален и ведет к катастрофе.
Недостаточное понимание, чтобы не сказать полное отсутствие понимания института демократии вообще и ее политико-экономической реализации в США в ее развитии. Для оценки происходящего в Америке, необходимо иметь какое-то базовое представление о модели ее политического устройства. Очень полезно читать Де Токвиля, его описание американской демократии дает хорошее представление о ее устройстве. Главное, что я бы выделил, состоит в том, что американская демократия, несмотря на кажущуюся ее хаотичность и хрупкость, сооружение довольно устойчивое. Ее устойчивость достигается в первую очередь за счет хорошо организованного механизма отрицательной обратной связи. Помимо регулярной связи избирателей с избранными конгрессменами и Сенаторами и систематических выборов практически во все главные органы власти, есть еще и закрепленное в конституции права прямого вмешательства общества в управление страной с помощью общественного движения, включая и демонстрации протеста. Общественный протест как правило направлен на исправление ошибок или устранение злоупотреблений со стороны властной бюрократии. Для любого государственного устройства так или иначе характерно укрепление бюрократии, у которой есть своя повестка часто противоречащая интересам общества. Форма уличных протестов представляет собой инструмент коррекции бюрократических вывихов. История Америки показывает, как уличная активность помогла эффективно решать проблемы осознанные обществом, которое требовало их незамедлительного решения. Рассматривая нынешние анти-расистские выступления, которые перерастают в требования социальной справедливости, полезно вспомнить о движении за гражданские права в 60-х годах прошлого века. Тогда массовые протесты и другая гражданская активность привели к последовательной десегрегации страны, ликвидации тяжелого наследства рабства и законов Джима Кроу.. Иначе этот процесс мог бы занять существенно больше времени.
Отсутствие понимания проблем Америки, с которыми страна испытывает все большие трудности после слома старой двуполярной системы мира. Здесь пожалуй я выделю один из главных лозунгов трамповской партии MAGA «Сделаем Америку великой снова». Лозунг на первый взгляд бессмысленный, но по внимательному размышлению представляющий собой идеологему, призывающую к движению вспять. Здесь как и в некоторых других местах я улавливаю внутреннюю созвучность Трампа и Путина, обоих отличает архаичность сознания, отказ признавать требования развития общества и цивилизации, оба шагают с головой повернутой назад. Из лозунга можно заключить, что вот мол Америка когда-то была великой, а потом перестала. Теперь сделаем так, чтобы Америка вернулась в то, бывшее когда-то состояние, т.е. назад. Между тем остов американской политической конструкции остается таким же, как его задумали отцы-основатели. Именно он дает возможность развития страны на основе либеральной демократии. Требуя возврата назад (куда?) сторонники Трампа требуют изменения базовой конструкции (кстати, Трамп постоянно выказывает поползновения к ее ревизии, особенно в части разделения властей)?
Без осознания представленных вопросов невозможно понять причины происходящего. Американское общество динамично и подвижно и можно надеяться, что ему удастся разобраться с накатившими проблемами
Шаг вперед и поворот
Мировая экономика неуклонно развивалась после Второй мировой войны, реализуя главным образом преимущество капиталистической составляющей либеральной модели. В последние десятилетия резко вырвался вперед Китай, реализующий как будто другую, нелиберальную модель. Даже если отодвинуть сомнительный вопрос гуманитарной основы нелиберальной китайской модели,то само экономическое развитие на основах автократического устройства остается проблематичным на достаточном горизонте времени. Это предмет отдельного разговора, здесь не про это. Несмотря на устойчивое развитие западной цивилизации в последние десятилетия оно поставило вопросы, на которые пока ответов не найдено. При том, что наблюдался устойчивый экономический рост, в мире и особенно в Америке усилилось ощущение социального неравенство. Растущее суммарное богатство общества распределялось все более неравномерно, благосостояние среднего класса увеличивалось медленнее, чем богатых, составляющих абсолютное меньшинство социума. Ощущение растущего неравенства вызывает рост недовольства социальной несправедливостью. Очевидно текущая политико-экономическая модель реализованная в нашей цивилизации требует основательного пересмотра. И это требование манифестируется в продолжающихся общественных волнениях в Америке.
Мы отметили две резко противоположные оценки происходящего в Америке. В политической жизни они грубо говоря представлены двумя главными политическими партиями, Демократами и Республиканцами, хотя внутри каждой из этих партий есть свои градации, но это отдельный разговор для следующего раза. Здесь же я хочу сформулировать свое понимание главной проблемы, вставшей перед нашей цивилизацией и ставшей причины того сбоя в развитии и поворота в сторону от либерально-демократической модели.
Развитие не происходит равномерно как во времени, так и в социальном пространстве. В какие-то моменты скорость изменений меньше, в какие-то резко растет. Изменения происходят в разных общественных слоях, в разных местоположениях с разным темпом. В те периоды, когда скорость изменений становится большой, общество в целом испытывает сильный стресс. Быстрое развитие одних частей вызывает отставание других, что порождает в них недовольство и отрицание сложившегося порядка. Именно эта проблема лежит сейчас в основе наших неприятностей. Мы в нашем развитии бежим впереди себя, общество и институты его организующие не успевают в своем развитии за быстро меняющейся средой. Особенно это касается образования, которое играет ключевую роль в сглаживании неравномерности развития. Неприятный парадокс состоит в том, что этот главный гармонизирующий инструмент развития традиционно обладает большой инерцией и по сути своей консервативен. Кроме того исторически в обществе и среди политиков присутствует существенная недооценка значения этого инструмента и отсюда недостаточная его поддержка со стороны общества и государства.
Вот один только пример неблагополучия в образовании. В американской системе высшего образования сложилась кризисная ситуация. С одной стороны накоплен огромный студенческий долг, достигающий к настоящему времени 1.5 триллиона долларов. С другой стороны, университеты готовят специалистов по сути невостребованных в хозяйстве страны. Половина выпускников колледжей не работает по специальности. Одновременно многие отрасли вынуждены привлекать специалистов из других стран ввиду того, что американцы не хотят обучаться требуемым специальностям. Университеты и колледжи привлекают огромные средства в обучение студентов, но не несут никакой ответственности за качество их подготовки.
Думаю, путь к решению нынешних проблем лежит через изменение всей системы образования, а главное - через изменения отношения к нему со стороны общества. Осознание важности образования как базовой проблемы развития может послужить мостом к достижению общественной гармонии и сглаживанию поляризации, характерной для современного состояния американского общества.