(no subject)

Jul 09, 2020 15:31

Много-много лет назад, когда я только еще вчитывался в своего ФМД, обратил внимание на необыкновенное сходство, вернее на очевидное для меня влияние, которое он оказал на Михаила Афанасьевича Булгакова. И не только в «Мастере», где это влияние видно невооруженным глазом. Но в «Мастере» оно проявляется на уровне буквальных текстуальных сопряжений. Пример тому не поленился отыскать.

Праздник у предводительницы из «Бесов»

....Проходя до своих мест, пред самою эстрадой, оба Лембке раскланивались и отвечали на поклоны. Они тотчас же были окружены. Предводительница встала им навстречу… Но тут случилось одно скверное недоразумение: оркестр ни с того ни с сего грянул туш, - не какой-нибудь марш, а просто столовый туш, как у нас в клубе за столом, когда на официальном обеде пьют чье-нибудь здоровье. Я теперь знаю, что об этом постарался Лямшин в своем качестве распорядителя, будто бы в честь входящих «Лембок». Конечно, он мог всегда отговориться тем, что сделал по глупости или по чрезмерной ревности… Увы, я еще не знал тогда, что они об отговорках уже не заботились и с сегодняшним днем всё заканчивали. Но тушем не кончилось: вместе с досадным недоумением и улыбками публики вдруг в конце залы и на хорах раздалось ура, тоже как бы в честь Лембке. Голосов было немного, но, признаюсь, они продолжались некоторое время. Юлия Михайловна вспыхнула, глаза ее засверкали. Лембке остановился у своего места и, обернувшись в сторону кричавших, величественно и строго оглядывал залу… Его поскорее посадили. Я опять со страхом приметил на его лице ту опасную улыбку, с которою он стоял вчера поутру в гостиной своей супруги и смотрел на Степана Трофимовича, прежде чем к нему подошел. Мне показалось, что и теперь в его лице какое-то зловещее выражение и, что хуже всего, несколько комическое, - выражение существа, приносящего, так и быть, себя в жертву, чтобы только угодить высшим целям своей супруги…

Сеанс магии в Варьете

...Подлый же Фагот, и он же Коровьев, прокричал:

- Вот, почтенные граждане, один из  случаев разоблачения, которого так назойливо добивался Аркадий Аполлонович!

- Как смела ты,  негодяйка, коснуться Аркадия  Аполлоновича? - грозно спросила супруга  Аркадия  Аполлоновича,  поднимаясь  в ложе  во  весь  свой гигантский рост.

Второй   короткий    прилив   сатанинского    смеха   овладел   молодой родственницей.

- Уж кто-кто, - ответила она, хохоча, - а уж я-то смею коснуться! - и второй раз  раздался сухой  треск зонтика, отскочившего от  головы Аркадия Аполлоновича.

-  Милиция! Взять  ее! -  таким  страшным голосом прокричала  супруга Семплеярова, что у многих похолодели сердца.

А  тут  еще  кот  выскочил  к  рампе  и  вдруг рявкнул  на  весь  театр человеческим голосом:

- Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!

Ополоумевший  дирижер,  не  отдавая  себе  отчета  в  том, что  делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению  кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш.

На мгновенье  почудилось,  что будто слышаны были  некогда, под  южными звездами,  в кафешантане,  какие-то  малопонятные, но  разудалые слова этого марша:

Его превосходительство
        Любил домашних птиц
        И брал под покровительство
        Хорошеньких девиц!!!

фмд, литература, филологическое

Previous post Next post
Up