Агафья Артамоновна Пушакова

Feb 03, 2010 09:13



Вот что я сегодня раскопала про нее, пытаясь упорядочить фотографии, внимательно почитывая, что там есть на обороте, и догадавшись поинтересоваться некоторыми местами и персонами.

Вероятнее всего, та любимая свояченица, о внезапной смерти которой в 1933 году в автобиографии пишет мой прадед - это Ганя и есть: она шла по улице, упала и умерла на месте от разрыва сердца (и до 50 не дожила) - похоже, что эта история про нее, а не про старшую Ефросинью.

Здесь возник вопрос, а как же Агафья оказалась в Благовещенске? Теперь я нашла на него ответ.
Обнаружилось еще несколько карточек, надписанных: Благовещенскъ, 15 апреля 1912 года
и еще - бумажка разделитель, на которой: окрестности ст.Суражевки постр. Амурской ж.д. 1911-1912г.
1.
поиск сразу дал результат:
Станция Суражевка Амурской железной дороги:
- Выходцы из Суражского уезда Черниговской губернии на правом берегу Зеи в 190 км от устья в 1901 году основали деревню и назвали её Суражевка. Одними из первых поселились в этом месте семьи Сергея Цацуры, Пота-па Гурьевича Матющенко (у него было 8 сыновей и 4 дочери), Кирилла Пысь стремя сыновьями и другие. На возвышенном берегу реки Зеи построили свои дома, первая улица получила название Набережной, затем появилась улица Большая. Через два года деревня состояла из 25 дворов и 72 жителей. Вокруг деревни появились поля, жители сеяли хлеб, разводили скот, занимались охотой, рыболовством. Деревенька так бы и осталась такой маленькой, как и все соседние деревни, если бы не строительство Амурской железной дороги, которое начинается в 1908 году. Необходимость этой железной дороги параллельно КВЖД подсказывалась всем ходом истории. Приамурье было захолустной окраиной России. Тайга, болота и бездорожье. Пять-шесть дней надо было потратить, чтобы добраться до соседнего села, целых полгода, чтобы добраться до Москвы. Сначала была построена так называемая "колесуха", которая была проезжей только в зимнее время. После поражения России в русско-японской войне строительство Амурской железной дороги стало ещё более необходимым. Было решено начать строительство железной дороги от станции Куэнга до Хабаровска с веткой к городу Благовещенску и Нерчинску. Строили контрактные рабочие из разорившихся крестьян, широко использовался труд каторжников. Все работы производились вручную. К 1911 году строительство Амурской железной дороги подходило к концу, и в 1913 году из Благовещенска в Санкт-Петербург в торжественной обстановке был отправлен первый сквозной поезд. Со строительством Амурской железной дороги положение Суражевки изменилось коренным образом. Деревня попала в полосу строящейся железной дороги и стала быстро расти. В 1911 году в деревне Суражевка уже было 728 построек и проживало 2368 человек. Национальный состав был представлен русскими, украинцами, белорусами, татарами, много было корейцев, китайцев. Были районы, где селилась беднота, назывались они "собачий ящик", "сорочье гнездо", существовала корейская слобода. Открывались магазины, пекарни, парикмахерские, рестораны, питейные дома. Был построен храм (снесён в 1934 году, часть разобранного храма пошла на строительство одного из зданий семилетней школы № 5). К1911 году в Суражевке было 48 магазинов, гостиница, 2 постоялых двора, 3 бани, парикмахерская, салон фотографий, 8 столовых, действовали пивоваренный, винный заводы, скотобойня, паровая мельница с лесопилкой - всего существовало 124 предприятия с годовым оборотом до 850 тысяч рублей. В Суражевке было несколько филиалов крупных торговых фирм (универсальные магазины Нобеля, "Кунст и Альберс", "Чурин и Ко"), несколько мануфактурных магазинов Шпилёва и Ухова, продавались сукно, бархат, шелка. В продовольственных магазинах - лучшие продукты, как в больших городах. Открыты "Чуринская" 4-классная школа, 2-классная церковно-приходская школа, была даже татарская школа (в "Сорочьем гнезде" проживало много татар). цитирую отсюда

- 12 августа (30 июля) 1912г. основан г. Алексеевск (в честь наследника российского престола цесаревича Алексея) в связи с сооружением Амурской железной дороги и железнодорожного моста через реку Зею.
Суражевка вошла в черту города и стала называться поселком Алексеевским. В 1917 году переименован в г.Свободный.

- Город Свободный расположен в Амурской области, областного подчинения, районный центр, находится в 167 км к северу от Благовещенска. Расположен на юге Амуро-Зейской равнины, на правом берегу реки Зея (приток Амура). Транспортный узел: две железнодорожных станции (Свободный и Михайло-Чесноковская) на линии Чита - Хабаровск. Речной порт. В Свободненском районе - космодром.
- можно найти на карте (в правом нижнем углу).

Известно, что Ганя проработала всю жизнь в инженерном отделе чертежницей (или картографисткой) на строительстве Восточно-Сибирской железной дороги - вернее, на строительстве КБЖД и, как выясняется, на Амурской железной дороге тоже.
2.
А также сразу выяснилось, кто такой Александр Васильевич Ливеровский, который присутствует на здесь на фото.
Александр Васильевич Ливеровский (23 августа 1867, Петербург - 19 декабря 1951, Ленинград) - российский инженер путей сообщения, доктор технических наук, профессор. Министр путей сообщения Временного правительства (1917).
В 1894-1897 работал инженером на сооружении Транссибирской железной дороги.


В 1901-1905 - руководил строительством 16-ти километрового участка Кругобайкальской железной дороги (составной части Транссибирской дороги), на котором были возведены 12 тоннелей и 4 противообвальных галереи, объём скальных выработок составил 2,5 млн кубометров. Во время строительства проявил себя квалифицированным управленцем: построил вдоль берега озера Байкал причалы для выгрузки стройматериалов и конструкций, создал флотилию для транспортировки по воде всего необходимого для работ, в середине участка построил электростанцию, которая впервые в стране обеспечивала электроэнергией железнодорожное строительство. Во многом благодаря его усилиям движение по Кругобайкальской дороге было открыто досрочно, в 1904, что позволило обеспечить по ней переброску войск на фронт русско-японской войны.

Был связан с революционным движением. В начале 1900-х годов помог бежавшему из ссылки революционеру Ф. Э. Дзержинскому, спрятав его в своём гостиничном номере. В 1905 переводил деньги забастовочным комитетам, оформлял документы находившимся на нелегальном положении и ссыльным большевикам.

В 1907-1908 руководил перестройкой Средне-Сибирской железной дороги от Ачинска до Иннокентьевской.

В 1912-1915 руководил строительством Восточно-Амурской железной дороги, восточной части Транссибирской железной дороги. В частности, были построены несколько больших тоннелей (один из которых пролегал в толще вечномёрзлых пород) и самый большой железнодорожный мост на Евроазиатском континенте. Во время строительства, как и на других объектах, уделял значительное внимание созданию нормальных бытовых условий для рабочих. В 1914 стал членом Российского географического общества.

В 1915 движение по всей Транссибирской железной дороги было открыто. На торжествах по этому случаю Ливеровский забил последний «серебряный» костыль. Из Википедии, где читаем продолжение его биографии, если хотим.
3.
И оказалось, что я, может быть, неверно предположила, что на следующем фото окрестности Красноярска (ну, это еще может быть и так - там не написано ничего), и что там мост - это мост через Енисей.


Мост через Енисей - вот он на открытке, найденной здесь.
А вот очень похожий мост через р.Зею в районе п.Белогорье, 1913г.


(фото моста через р.Зею взято отсюда)
а вот все три фотографии из моего семейного архива:
1.

2.

3.

уже видели эту фотографию.
Я затрудняюсь определить, какой же это мост.

Ссылки:
Суражевка - Исторические очерки о Свободном 1912-2002 г.г.
Алексеевскъ-Амуръ - интересная фотогалерея!
г. Свободный - Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (основные даты)
Свободный на Википедии
г. Свободный - (информация о городе)
попутно обнаружен Свод Законов Российской Империи
Амурская область. История. Дальний Восток на рубеже веков.
речь О постройке Амурской железной дороги, произнесенная в Государственном Совете 31 мая 1908 г. П. А. Столыпиным
Амурская железная дорога 1908 Л.М. БОЛХОВИТИНОВ//Военный сборник. 1908
История Амурской железной дороги
Амурская железная дорога на Википедии
Амурская железная дорога на Академике
ИЗ ИСТОРИИ АМУРСКОЙ Ж.Д.
Александр Васильевич Ливеровский на Википедии
Ливеровский Александр Васильевич (1867-1951) Биография
«ПОКАЗАНИЯ» А. В. Ливеровского Вопросы истории.1988 № 7. - с.93-99.
Фотогалерея Транссиба. Мосты
Топонимический словарь Амурской области
Подробная карта Амурской области
Транссиб до 1917 г. Библиография
КБЖД на Википедии
История Восточно-Сибирской железной дороги - XIX век
Забайкальская железная дорога
Благовещенск (страницы истории)
Город Благовещенск (старые фотографии)
Альбом гравюр. Постройка западной части Амурской железной дороги 1908-1913 г. только обложка, увы.

Агафья Пушакова, ссылки, Ливеровский А.В., семейный архив

Up