Jun 26, 2009 18:59
Дискуссии о том, кто есть, точнее был Сталин совершенно не собираются умолкать. Видимо после какой-то передышки будет новый всплеск обсуждений, ведь после скандальных первых строчек в голосовании "Имя России" до последнего недавнего интервью вл. Илариона - споры идут по нарастающей. Скорее всего понадобится еще какой-то информационный детонатор, чтобы дискуссия вошла в новую фазу. Думаю, что придет черед первых лиц - расставлять точки над i
Тем не менее ничто не мешает нам и дальше говорить о том, что для нас означает совершенно не-немаловажный период в истории нашей страны.
Я совершенно искренне считал и считаю, что необходимо осуждение сталинизма, что же касается осуждения личности, то все это, несомненно, в руках Божиих. Я совершенно далек от какого-либо рода уверенностей относительно посмертной участи товарища Сталина. Но сам о упокоении его души никогда молится не стану и других просить не буду. Господь сам знает каким образом с ним распорядится. Несомненно, что товарищ Сталин - это последовательный антихристианин, чуждый Церкви как Телу Христову. Осуждение сталинизма совершенно необходимо нашей стране не для того, чтобы устроить пляску на костях, а для того чтобы дать шанс нашему обществу начать выстраивать взаимоотношения человека с человеком на принципах уважительного отношения к личности. Сталинизм не дает никакого шанса для того, чтобы видеть в человеке личность - он видит в нем все что угодно, но только не уникальную, созданную Богом личность.
В то же время, я понимаю, что даже люди чуждые Церкви могут становится орудием промысла Божия, при этом их чуждость Церкви никуда не девается, потому что это их свободный выбор, который они сделали сами. Но Господь и зло может обращать ко благу. Главное достижение, которое приписывают товарищу Сталину - это победа в Великой Отечественной Войне. Не собираюсь спорить на тему - была ли достигнута победа благодаря Сталину или вопреки ему, скажу лишь одно - Сталин не был случайным человеком в годы войны и если абстрагироваться от религиозно-нравственной составляющей - то он, несомненно, победитель, которого, как некоторые говорят, не судят. Но будем ли мы абстрагироваться от нашего христианства?
Если нет, то мы должны быть последовательными и осуждая сталинизм - как политическую идеологию и способ государственного устройства мы должны найти в себе силы для того, чтобы осудить сергианство - как способ устроения церковной жизни, не осуждая личности патриарха Сергия, об упокоении души которого я не только постоянно молюсь, но и призываю всех остальных к этому же. Под сергианством, которое с патриарха Сергия не началось и патриархом Сергием не закончилось, я понимаю - предательство мучеников, ложь и узурпацию церковной власти. Предательство, ложь и узурпация должны быть названы предательством, ложью и узурпаторством. Вещи должны быть названы своими именами для того, чтобы если Господь попустит кому-либо впасть в подобное, у него не было иллюзий, что он совершает христианский поступок. Грех нужно назвать грехом, и по возможности избавляться от него.
Сталинизм и сергианство идут вместе, и избавляясь от одного, нужно найти в себе силы избавиться и от другого.
мысли,
сергианство