Как оказывается, не один я думаю о Сергие так
- Декларация Сергия разве не подытожила усилия Тихона?
- Главное совсем не Декларация Сергия, она, видимо, была неизбежна. Главное - дух соглашательства, который он принял. Да, они с Тихоном вели в чем-то сходную политику. Но трудно представить, чтобы Тихон согласился лишать архиереев кафедры, когда
(
Read more... )
У диакона Андрея Кураева нашел интересную мысль.
Цитата. "История Церкви для нас больше, чем история: это место встречи Бога и человека, а потому в прошлом можно найти следы вечности. И потому мы мыслим прецедентами: история есть собрание парадигм... Православная Церковь... - это институты с традиционалистским мышлением, прецедентным правом. Если церковно-историческое событие не получает из уст Церкви... отрицательной оценки, то оно становится образцом для воспроизведения. Поступок такого-то Патриарха в такой-то ситуации может стать примером для подражания, даже когда Патриарх не святой, но если его преемники гласно не осудили этот его поступок."
Диакон Андрей Кураев. Почему православные такие. М. 2006. с. 161-162.
Если согласиться с этим мнением уважаемого диакона, то декларация митрополита Сергия предстает перед нами как такой прецедент, который требует соборного осуждения. Иначе мы имеем конкретную, очень опасную мину с часовым механизмом под всем зданием Церкви, который при сходных исторических обстоятельствах в будущем, обязятельно сработает, как и сейчас ещё срабатывает, к сожалению. Это меня беспокоит по настоящему. В поведении митрополита Сергия - неправда, которую совершенно, абсолютно необходимо преодолеть. Соборно.
Reply
Reply
Если Вы согласны, то никуда вам от нас (ИПЦ) не дется :)
Если так, то однозначно правы те, кто от Сергия отделился.
А если они правы, то правы и те, кто так и остались неприсоединенными, т. к. никакого осуждения митр. Сергия пока нет и не предвидится.
А если мы правы, то осуждение митр. Сергия обязательно должно включать признание нашей правоты и соединение с нами (на наших условиях)...
Поэтому -- либо Сергий, либо ИПЦ. Третьего нет :)
Reply
Reply
Reply
и в согласительных документах рабочих комиссий МП и РПЦЗ: "С учетом горького опыта Церкви в ХХ веке и основываясь на свидетельстве Новомучеников, необходимо разграничить, что допустимо и что недопустимо в отношениях между Церковью и государством, особенно таким государством, которое преследует цель полного уничтожения Церкви и веры Христовой. Православные христиане пришли к ясному пониманию недопустимости абсолютизации государственной власти. Неприемлемо, в частности, употребление текстов Священного Писания (например, Рим. 13. 1-5) несоответствующее толкованию и духу Святых Отцов. Земная и временная власть государства признается ценной в той мере, в какой его сила используется для поддержания добра и ограничения зла."
Что же касается осуждения конкретно личности Сергия, то должна быть прежде всего нравственная оценка его политики. Что и пытался делать св. Кирилл Казанский в своих письмах Сергию. Свт. Агафангел (Преображенский), который воссоединился с Сергием, но отказался воссоединяться в исполненении тех его постановлений, которые противоречат совести православного христианина. За п. Сергия нужно молиться, а не канонизировать.
Сегодня в лоне Московского Патриархата все больше появляются голоса тех, кто призывает более внимательно всмотреться в путь тех новомучеников, которые пошли на канонический разрыв с Сергием, но оставались верными законному Первоиерарху св. м. Петру (Полянскому). Поэтому про "свои" условия можете кому-нибудь другому рассказывать. У нас еще своя голова на плечах есть.
Reply
Хорошо. Давайте анализировать:
1) Когда именно наступают такие условия? Позиция митр. Сергия в тех спорах звачала иманно так: "я не отступаю ни от Христа, ни от канонов и догматов Церкви..." Так прв был в этом митр. Сергий, или не прав? (Ваше священноначалие не раз высказывалось, что действия митр. Сергия были неизбежны. Тогда получается, что либо сказанное в "Основах" не абсолютно, либо, ситуация 20-х годов под это не попадала.)
Поэтому, сначала, нужен четкий ответ Вашего священноначалия: действия митр. Сергия были допустимыми или нет?
Если да -- то говорить не о чем, и "основы" написаны о чем-то другом. Если нет - к п. 2.
Reply
Свт. Агафангел нашел возможность воссоединения с Сергием, при условии неисполнения его неправд, свт. Кирилл также не исключал возможность причащения у сергиевский священников. А что касается прещения Сергия на непоминающих, то канонизация новомучеников 2000 года вменила эти прещения в ничто, прославив святых исповедников. Остается вопрос с канонизацией м. Иосифа (Петровых), но канонизацию РПЦЗ 1981 года никто не отменял )
И именно тот факт, что непоминающие по большей части во святых, хотя есть таковые и среди сергиевских, говорит о том, какие акценты расставлены.
Reply
Без этого получается наоборот: "правы все, и все хороши. и Бог всех принял. Т. е. наоборот, уклонение от оценки."
Ну. и мемориал в Арзамасе. готовы закрыть?
Reply
а мемориал никакого отношения к делу вообще не имеет.
Reply
Т. е. вы признаете, что нет ни соборного осуждения политики митр. Сергия открытым текстом, ни официального кем-нибудь из епископов. Так?
(Хотя если оно "заложено" в "Основах", почему бы его вслух не проговорить?)
+++ мемориал никакого отношения к делу вообще не имеет....
Вы называете политику митр. Сергия предательством. Говорите, что его политика осуждена церковью.
По-вашему, патр. Алексий официально благословляет мемориал деятеля, чья политика официально осуждена. Так?
И называет "выдающимся церковным деятелем" предателя. Так?
Ваш епископ, как официальный представитель церкви, это подтвердит?
Reply
Отношение к п. Сергию, равно как и к п. Никону, в Церкви разное. Для беспристрастного историка на лицо факт соглашательства Сергия с большевиками и узурпация церковной власти при живом первоиерархе. Степени оценки этого соглашательства разные, от "предательства", до "вынужденного компромисса". Мне видится, что здесь именно то, о чем говорит в интервью о. Петр "его посадили в тюрьму, потом еще раз; видимо, тогда его и сломали". Подобное понимание политики Сергия становится не единичным, достаточно почитать книги Фирсова, Шкаровского или Журавского, которые достаточно критично оценивают деятельность п. Сергия в этот сложный период церковной истории. В подобном критическом разборе наших сложных страниц истории мне и видится выход из сложного церковно-канонического тупика. При этом я не считаю представителей сергиевской группы внецерковной или раскольнической, тем более не отрицаю их благодатность (о возможности сослужения с духовенством группы м. Сергия было даже специальное постановление Синода РПЦЗ в 30-е годы).
Преодолена главная угроза т.н. сергианства - подчинение безбожной власти, в тех случаях, когда это противоречит православному вероучению.
и еще раз повторяю, что установка мемориала к этому вопросу не имеет никакого отношения.
хотя, собственно говоря, что я Вас тут в чем-то убеждаю? Вы пытаетесь сказать, что критически оценивать п. Сергия можно только из стана т.н. ИПЦ, я так вовсе не считаю. В истории Церкви было много разных трагических моментов, но это не повод бежать из Церкви, это повод к тому, что извлекать из этого уроки.
Reply
Давайте сойдемся на этом:
1. Ваш документ говорит: "Когда же исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершения иного несомненного греха перед Богом и ближним, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для Вечной жизни...."
2. Есть неоднократно высказанное мнение, что действия митр. Сергия не соответствовали норме, прописанной в данном документе.
3. Это мнение разделяется не всеми.
4. Официальная оценка соответствия действий митр. Сергия православному вероучению и канонам вашим священноначалием соборно не давалась. Высказывания отдельных иерархов носят противоречивый характер.
5. Среди вашего священноначалия преобладает оценка патр. Сергия, как выдающегося церковного деятеля сложного периода.
6. Частное мнение о действиях митр. Сергия среди клириков и прихожан РПЦ МП не регламентируются...
Согласны?
Я не пытаюсь сказать. что критика митр. Сергия возможна только из стана ИПЦ. Однако, думаю, что последовательная и бескомпромиссная критика неизбежно приведет к сближению с позицией ИПЦ.
Reply
а насчет соборного осуждения личности п. Сергия, то мне соборное его осуждение неизвестно даже в т.н. ИПЦ (опять таки, может быть Ваше подразделение ИПЦ это уже сделало или собирается, но я про это ничего не знаю). Главное, что преодолено самое страшное последствие т.н. сергианства. Но об этом я уже говорил.
по 5 пункту с поправкой, что никто не выступает за его канонизацию.
а бескопромиссная критика п. Никона неизбежно приведет к сближению со старообрядцами. Но хотите ли Вы этого?
Reply
Итак, новая редакция:
2. Ести неоднократно высказанные частные мнения, что данная (из п. 1) норма непосредственно относится к действиям митр. Сергия, или что действия митр. Сергия этой норме не соответствовали.
3. Эти мнения разделяются не всеми.
5. В РПЦ МП никто не выступает ни за канонизацию, ни за личное осуждение патр. Сергия. При этом среди священноначалия преобладает оценка патр. Сергия, как выдающегося церковного деятеля сложного периода.
Так? :)
+++ бескопромиссная критика п. Никона неизбежно приведет к сближению со старообрядцами...
В принципе, да. И я даже за... Несомненно, раскол необходимо залечивать. И, думаю, обеим сторонам есть что "сдавать"...
Еще думаю, что у ИПЦ здесь перспектив больше.
Reply
и еще нужно добавить пункт, что в современной церковной историографии (в лоне МП) преобладают тенденции критически относящиеся к деятельности м. Сергия
А про осуждение личности п. Сергия - не Вы ли высказывались "так имеет церковь право судить личность, или нет?". Сами и ответили )
насчет перспектив ИПЦ по отношению к старообрядцам не знаю... тенденции в вашем мире говорят об обратном.
И (если не секрет), намекаю уже не один раз, но так и не услышал ответа )) Вы какого "ИПЦ" будете? )
Reply
Leave a comment