Церковь живёт Духом, и Церковь живёт смыслом

Dec 16, 2004 17:09

Интервью с о. Георгием Кочетковым

- Отец Георгий, Вы известны, как миссионер, каковы, по Вашему мнению, основные направления миссии в начале третьего тысячелетия?

- Это действительно очень важно. У нас полный провал с молодёжью и с интеллигенцией. Это единственно правильное направление, потому что от молодежи и от интеллигенции очень многое зависит. И пока мы не научимся работать с молодёжью так, чтобы её не прицерковлять, а воцерковлять, - не просто приучать к определённым формам и быту христианскому, а именно научить жить церковно - до тех пор у нас ничего получаться не будет. Все, конечно, нуждаются в миссии и катехизации, но отдача разная. Надо учить, в первую очередь тех, кто может других научить. Это важно. Далее, - вы знаете, что католики умеют очень хорошо работать с интеллигенцией. Протестанты с молодёжью активно работают, а католики с интеллигенцией. И здесь как бы мы не называли это - экуменизм или как-то по-другому, это не важно - важно то, что мы без их опыта не обойдёмся. Я был бы очень рад, если бы могли обойтись без этого, да ещё им показать пример. Но реально надо разбивать стереотипы, что мы не можем ничего хорошего найти у других. Нужно обязательно искать параллели, общаться, искать - что подходит, что не подходит. В конце концов, это дело нашего опыта, нашего ума, укоренённости в нашем предании, чтобы плохое отмести, а хорошее принять с благодарностью. Это то, что вопиет. Здесь мы проваливаемся по всем направлениям. Есть удачи только на уровне личном. Один хороший человек общается с другим хорошим человеком и что-то начинает расти, создаваться. Это будет всегда и нужно не бояться личного свидетельства.

- На какой опыт, исходя из ваших последних слов, нам необходимо опираться?

- Я считаю, что на наше собственное предание. Это и есть наш опыт. Это главный источник - наше Священное Предание и Священное Писание. Это те две ноги, опираясь на которые мы можем ходить не хромая. Другое дело, что этого мало. Жизнь ставит много вопросов, всегда что-то корректирует. Так было всегда и не нужно этого бояться. Не нужно механически относиться к прошлому, но и не надо его забывать.

- А где та граница инкультурации, за которую уже недозволенно заходить в нашем миссионерском делании?

- Предел всегда полагается духовно и по плодам. Если мы видим, что плоды начинаются не те или мы чувствуем что, что-то не то по духу, тогда мы должны сказать - да, здесь не то. Мы, конечно, можем ошибиться. Вопрос, - каков ещё наш дух и где те весы, на которых можно всё взвесить? Но, тем не менее, Церковь живёт духом, и Церковь живёт смыслом. Этот вопрос новый и ещё недостаточно опыта. Мы только начинаем развивать нашу миссию. Инкультурация необходима, но она не должна становиться механическим перенесением культурных форм рождённых от других корней. Мы должны уметь это облагодатствовать, освящать и преображать.

- Отец Георгий, не секрет, что вокруг Вас сложился некий своеобразный ореол персоны non grata для тех, кто считает Вашу деятельность противоправославной. Сейчас идёт сближение с зарубежной Церковью, старообрядцами, а у нас, внутри возникает некая раздробленность. Мы поделены на разные лагеря - так называемых «либералов» и «консерваторов» и получается, что даже наши богословские школы работают отдельно друг от друга, проводя конференции самостоятельно и не приглашая «посторонних». Не кажется ли Вам, что мы должны и в своём доме разобраться.

- Совершенно верно, согласен, но, все же, я вынужден внести коррективу - мы всегда участвуем в конференциях Тихоновского института. Я не прихожу - это другое дело. Я там, так сказать, знаковая фигура - зачем людей искушать. Но сотрудники нашего института всегда участвуют и доклады делают. Так же и на Рождественских чтениях. Мы никогда, никогда не дистанцировались. К нам, бывает, не приходят. Но мы не собираемся ни на кого обижаться. Постановка вопроса Ваша мне кажется абсолютно правильной. Но вот, даже здесь, на этой небольшой конференции Синдесмоса, где собрались люди самых разных взглядов, в том числе и из Тихоновского, института сначала было некоторое напряжение, которое вскоре исчезло. Значит, есть плоды, Слава Богу.

Беседовал иерей Димитрий Карпенко

Новый Ковчег, о. Георгий Кочетков, интервью

Previous post Next post
Up