Очередное ЧП на Леушино

Dec 16, 2011 23:45

ЧП у нас, на Леушино, означает - «чудесное происшествие». Именно такое ЧП произошло у нас сегодня накануне Престольного праздника св. Варвары. Около 12 дня на подворье пришла женщина, которая обратилась в свечную лавку. Она желала передать в храм какую-то книгу. Свечница принесла мне на второй этаж показать книгу. Это был «Афонский патерик» издания 1864 года в кожаном переплете. На я форзаце сохранилась дарственная надпись: «В День Ангела дарю сию книгу пречестнейшей матери казначеи Аркадии. Недостойный иверец иер. Алексий, 26 января 1879 года». Что за «мать казначея», что за «недостойный иеромонах Алексий» из надписи понять было невозможно.
Я спустился к дарительнице и познакомился с нею. Ее звали Мария Евгеньевна Холина. Мне показалось ее лицо знакомым, но тем не менее она у нас в храме была первый раз. Я расспросил, откуда у нее эта книга и почему она решила подарить ее нам. И тут, собственно, и начинается чудесное событие.
Оказалось, что книга досталась Марии Евгеньевне от ее родителей - Евгения Сергеевича и Зинаиды Степановны Смирновых, которые происходят из деревни Вощажниково. А вот деревня-то эта находится в близи Мяксы, а стало быть, и затопленного Леушинского монастыря. Когда я спросил, как далеко от Мяксы, Мария Евгеньевна ответила: «Да рукой подать! Из нашей деревни Мяксу хорошо видать». Ее родителям, в свою очередь, книга досталась от тети отца Параскевы Федоровны Голубцовой. Они нашли ее в доме тети после ее смерти и в 1990-е гг. привезли ее в Питер. Тот дом, хотя и в ветхом состоянии, сохранился до сих пор.
Мария Евгеньевна также рассказала, что родители вспоминали о Леушинском монастыре.
После этого я совсем по-другому посмотрел на книгу и еще раз перечитал надпись. Может быть, это какая-нибудь Леушинская монахиня Аркадия? Но ведь в 1879 г. и монастырь еще не был утвержден - существовала только сестринская община... И тут меня осенило: да ведь это может быть книга самой игумении Таисии. Ведь она в иночестве носила имя Аркадии. А имя Таисии она приняла в монашеском постриге, который состоялся в мае 1879 года в Званском Знаменском монастыре. Более того, в этом монастыре матушка Аркадия (будущая Таисия) исполняла как раз послушание казначеи. Все сходится: и имя, и послушание, и дата. А самое главное - место: вблиз Леушинской обители. Я с волнением стал листать эту книгу, чувствуя, что у меня в руках находится святыня, и что в этот момент произошло ее чудесное обретение. «Мария Евгеньевна! Да Вы знаете, что Вы нам принесли?! Ведь эта книга принадлежала матушке Таисии, причем еще тогда, когда она была инокиней Аркадией. Через три месяца она приняла монашеский постриг и стала Таисией. А через два года ее назначили начальницей в сестринскую общину в деревне Леушино. Стало быть, - продолжал я рассуждать уже вслух, - среди прочего монашеского имущества матушка Таисия взяла с собой и эту, судя по всему дорогую ей книгу».
Книга хорошо сохранилась. Очевидно, что владелица ее берегла. А после закрытия монастыря сестры спасли от затопления эту книгу. А потом она как-то попала в село Вощажниково в дом Параскевы Федоровны Голубцовой. Затем ее привезли в Петербург. Мария Евгеньевна была растрогана до слез: «Я не могла даже подумать, что это - такая книга!»
- Но как же Вы решили принести ее к нам на подворье?
- Я переживала, что после меня эта книга окажется ненужной моим детям и решила распорядиться ею при жизни - отдать в Церковь. Живу на ул. Чайковского, поэтому пошла в храм неподалеку на Шпалерной. Обратилась в свечную лавку, но там сказали, что батюшки сейчас нет, приходите на службу. Дома я рассказала одной своей знакомой, что ходила в церковь отдать книгу, а она мне посоветовала: «А ты отдай тогда на Леушинское подворье». Я вспомнила тогда, что бывая летом в Вощажниково, слышала рассказы соседей о Леушинских стояниях, о том, что приезжает батюшка из Петербурга с прихожанами с Леушинского подворья. А потом о Вашем подворье я слышала по телевизору в связи с Кириллом Лавровым. Особенно, когда он умер, много показывали вас. Вот я сегодня и собралась к Вам.
Мне даже нехорошо стало, когда я на минуту представил, что книга могла оказаться в другом храме. Вряд ли бы там смогли разгадать «тайну» дарственной надписи. Так бы книга и осталась неузнанной.
- Мария Евгеньевна! Сегодня Вашими руками Господь сотворил для нас чудо. Такие находки бывают может быть раз в 100 лет. А завтра у нас - престольный праздник нашего храма святой вмц.Варвары. Для нас это - свидетельство того, что игумения Таисия не оставляет свое подворье и собирает в нем свои дорогие святыни. Пойдемте вместе с Вами поместим эту книгу музей игумении Таисии.
Я провел Марии Евгеньевне экскурсию по подворью, которая завершилась в келье матушки Таисии, где мы и возложили на письменный стол ее книгу.
Окончательно сомнения рассеялись, когда на одной из последних страниц обнаружил старинную выцветшую печать, на которой, тем не менее, читались слова: «Череп. Уездъ». Наш монастырь как раз и относился к Новгородской губернии Череповецкому уезду.
Из этой надписи, кстати, я сделал еще одно открытие. 26 января - иноческий День Ангела матушки. Но ведь на этот же день приходился и мирской День ее Ангела. В миру она носила имя Мария и ее небесным покровителем была преподобная Мария - супруга св.Ксенофонта, мать свв. Аркадия и Иоанна. Т.е. получается, что в иноческом постриге Мария приняла имя Аркадии в честь сына своей святой. Кстати, в письме Иоанна Кронштадтского мы также нашли поздравление игумении Таисии с Днем Ангела именно 26 января.
А вот кто такой «иеромонах Алексий иверец» нужно еще поискать. Можно предположить, что это - насельник Иверского Валдайского монастыря, который мог служить в Званской обители. С Иверским монастырем у игумении Таисии была глубокая духовная связь через ее настоятеля архимандрита Лаврентия, которого она почитала своим духовным отцом.



Леушинский_монастырь, игумения Таисия, Леушинское подворье, Череповец, Мякса

Previous post Next post
Up