Архистратиг русской науки

Nov 21, 2011 02:13

Юбилейные размышления о Ломоносове

300 лет назад родился Михаил Ломоносов.
Он принадлежит к величайшим гениям русского народа.
Когда мы говорим «русский поэт», подразумеваем Пушкина; когда говорим «русский композитор», имеем ввиду Петра Чайковского; когда говорим «русский писатель», пред нами возникает образ Достоевского. Когда же мы говорим «русский ученый», безусловно, перед нами встает образ великого Ломоносова. Он стал синонимом и именем российской науки.
Ломоносов раскрыл в себе глубочайший потенциал, заложенный в русском народе. Русский ум, природную сметку, народный здравый смысл, которыми так щедро наградил Бог русского человека, он возвел на высочайшую степень образованности и учености. Он своим собственным примером доказал, что
«Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская Земля рожать».

Ломоносов - чудо Петровских преобразований, вдохновляющий пример русской судьбы. Сын помора, выходец из крестьянской семьи, пешком пришел в Москву, получил самое высокое в то время образование в России, отправившийся за знаниями в Европу, вернувшийся в Россию и в конце концов возглавивший Российскую академию наук. В этом образе узнается и необыкновенная русская любознательность, влекшая русских людей в «хожения за три моря», в походы в бескрайние сибирские просторы даже до самой Аляски. Именно та же жажда познания Божьего Мира двигала Ломоносовым в его «научных хожениях».
Ломоносов воплотил в себе еще одну русскую черту - синтетичность и универсальность познания мира. То, что он соединил в себе и ученого и поэта, и экспериментатора и администратора, и инженера и историка, - говорит о том, что его не могло удовлетворить одностороннее познание мира. Достоевский говорил об русском идеале как идеале «всечеловека», видя его воплощение в Пушкине. Ломоносов также является воплощением идеала, сформулированного Достоевским.
Ломоносов был безусловно патриотом России. Он ее видел великой православной и самодержавной. Все его труды и занятия были служением Богу, царю и отечеству.
Тот прорыв, который он совершил в науке своего времени, те многочисленные таланты, которые он воплотил в своей жизни, позволяют его сравнить с Петром Первым.
Петр Первый лично не знал Ломоносова: последний был только 14-м отроком, когда не стало царя Петра. Но эти два русских гения тесно связаны. Ломоносова можно назвать сподвижником Петра. Он был дитя петровских преобразований, или, говоря словами Пушкина, «птенец гнезда Петрова». Ломоносов любил Петра, любил и его дочь царицу Елизавету. Он воспринимал Петра как благословение Бога России:
…Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Очевидно, без Петра не было бы Ломоносова. Но также можно сказать, что без явления Ломоносова и деяния Петра были бы неполными и односторонними. Ломоносов продолжил деяния Петра в области российской науки. Ломоносов, также как царь Петр, прорубил окно в европейскую науку. Он взял на западе, все, что нужно было для науки России. И это еще один добрый пример для подражания нашим современным русским «Невтонам». Как много ученых в последние два десятилетия выехало на запад, но как мало из них вернулось назад в Россию с багажом столь нужных России знаний, умений и талантов. Где же подражатели и последователи Ломоносова? Как нужны сейчас именно Ломоносовы.
Нынче много говорят об инновационном центре Сколково. Как отнесся бы Ломоносов к этому проекту. Безусловно, обрадовался бы. Но вот вопрос: центр, получивший имя безвестной русской деревни, должен обратиться к нашим природным «Невтонам», должен быть сам основан на национальной почве. Где же его русские корни, где его русская почва? В основу Сколково должен быть положен опят Ломоносова с его идеей служения России. Сколково должно начинаться в Холмогорах. Создание Сколково нужно начать с сооружения в его центре памятника Михаилу Ломоносову как прообразу научно-технической революции в России. Но пока что наш президент, уже побывавший в Силиконовой долине, все еще никак не доедет до Холмогор.
После всего сказанного о Ломоносове, особенно удивляет какой-то заговор молчания вокруг его 300-летнего юбилея. Сколько было шума в СМИ по поводу таких «великих» юбилеев как 70-летие литератора Довлатова, 100-летия комика Аркадия Райкина, или 90-летия «отца соврменной демократии» Сахарова. Нам навязывают помнить и праздновать имена, которые являются в лучшем случае переферийными для русской культуры. Идет скрытая война юбилеев. Левада-центр провел социологический опрос по теме: «Самые важные юбилеи 2011 года». На первом месте оказался юбилей 70-летия начала Великой Отечественной войны (даже не Победы, а лишь трагического начала войны), в четверку «самых значимых» юбилеев вошли также - 25-летие Чернобыльской катастрофы (3-е место) и - 20-летие распада СССР (4-е место). Нетрудно заметить, что наш народ приучают помнить и праздновать юбилеи поражений и неудач. Таким образом, форсировано формируется менталитет народа-неудачника (наша история - история поражений), психология пораженчества (Россия уже не ставит амбициозных целей «догнать и перегнать»), воспитывается национальный комплекс неполноценности (остается только призывать евро-варягов, чтобы навели у нас «новый порядок»). Это опасное развитие событий, которое вместе с отрицательной демографией направлено к одной цели - вывести русский народ с исторической сцены и привести его к концу исторического бытия.
Тем более нам нужно помнить великих русских. Если мы забудем отпраздновать 300-летие Ломоносова, о какой модернизации и научном прорыве может идти речь. Этот год следовало бы объявить годом Ломоносова в России. Безусловно, нужен новый фильм-телесериал о захватывающей жизни Ломоносова. Необходимо восстановить наконец-то стоящий в руинах храм святого великомученика Димитрия Солунского на родине Ломоносова, в котором он получил первые уроки образования. Где научные конференции, чтения, круглые столы? Может быть, где-то по местам они и проводятся. Но все на местном уровне.
Есть сайт, посвященный этому юбилею. Из него можно узнать, что юбилейный год оказывается организованы конкурс детских рисунков (прислано 2803 рисунка), а также конкурс фотографий «Ломоносову- 300» (прислано 1976 снимков). Также проводится викторина «Я знаю о Ломоносове». Причем первый вопрос носит прямо-таки провокационный характер: «Вспомните, к какой народности принадлежал Ломоносов?» Предлагаемые варианты ответов: «1.Карелы. 2.Поморы. 3.Угры. 4.Финны». Ну вот и договорились: о русском народе - ни слова! Все это достойно школьной самодеятельности, так что невольно хочется сказать: «за Ломоносова обидно».
Как ни горько это говорить, но в год 300-летия нашего гения мы по сути понизили его в степени национального достоинства, почтили на районном уровне.
А ведь такие юбилеи бывают не часто и на нашем веку больше не предвидится.
В этот юбилей, признаюсь, хочется сказать какое-то новое слово о Ломоносове, освежить его восприятие в нашем сознании. Я еще раз перечитал бурную биографию гения, его хожения, поиски и метания. И обратил внимание на один факт: он родился 8 ноября - в день праздника Святого Архангела и и Архистратига Небесных сил Михаила. То есть небесным покровителем русского ученого был сам архистратиг Михаил. К сожалению, по нынешнему астрономическому календарю день рождения празднуется 19 ноября и таким образом разрушается эта связь Михаила Ломоносова с его небесным покровителем. Духовно точнее было бы праздновать юбилей именно 21 ноября (8 ноября старого стиля). Тогда бы яснее сознавали, что Михаил Ломоносов является архистратигом русской науки, без предводительства которого невозможный дальнейшие победы русской научной мысли.

Опубликовано в газете "Русь Державная"


Previous post Next post
Up