Почему Репин рисовал Иоанна Кронштадтского?

Jul 06, 2011 17:04


Давно мечтал побывать в Репино. Не только потому, что Репин великий русский художник, воспевший «убогую и обильную, могучую и бессильную, Матушку Русь». В связи с Репиным у меня был свой особый вопрос: рисовал ли когда-нибудь Илья Ефимович Иоанна Кронштадтского?
Этот вопрос у меня возник давно. Несколько лет назад в музей-квартиру Иоанна Кронштадтского настоятель Оптинского подворья в Санкт-Петербурге игумен Ростислав пожертвовал прижизненный портрет Иоанна Кронштадтского. Авторство на холсте не было указано. Но один авторитетный художник-академист, увидев его в музее, высказал предположение: «Портрет такого уровня, что это может быть даже сам Репин. Тем более, что по стилю очень близко». Я к этому предположению отнесся как к высокой оценке портрета. Но вскоре возникло еще одно обстоятельство. Когда я показал этот портрет Тамаре Ивановне Орнатской, упомянув версию художника, она неожиданно вспомнила семейное предание. Ее бабушка Анна Семеновна Орнатская, в девичестве - Малкина, была родной племянницей святого праведного Иоанна Кронштадтского, дочерью его сестры Дарьи Ильиничны Сергиевой-Малкиной. О.Иоанн взял ее на воспитание к себе домой в Кронштадт. Ею занималась Елизавета Константиновна. Потом Анюта, так называл ее о.Иоанн, закончила Учительскую школу в Леушинском монастыре, была выдана замуж за о.Иоанна Орнатского, служившего главным священником храма св.Иоанна Богослова на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге. Она стала матерью 17 детей. Умерла в 1950-е гг и похоронена на Шуваловском кладбище.
Так вот Тамара Ивановна вспомнила, что ее бабушка рассказывала ей, как в Кронштадт приезжал художник Репин и рисовал Иоанна Кронштадтского. Каких-то подробностей она не могла привести, но важен был сам факт. Этот рассказ заставил более внимательно отнестись к портрету Иоанна Кронштадтского. Но в таком важном вопросе необходимо было заключение специалистов.
В прошлую субботу я наконец собрался и впервые побывал в знаменитом музее-усадьбе И.А.Репина «Пенаты». Расположена она в 45 км от Санкт-Петербурга по Приморскому шоссе в сторону Выборга в поселке Репино (бывшая Куоккала) между Сестрорецком и Зеленогорском. Репин прожил здесь 30 последних лет своей жизни. Здесь он умер и по его завещанию был похоронен в парке на указанном им месте. Художник создал в усадьбе свой мир. Необычный, напоминающий сказочный терем дом построен по его проекту. Прилегающий парк также оформлен самим художником. Небольшой парк стал воплощением художественного микрокосма художника. В нем есть площадь Гомера, пруд Рафаэля, беседка Шахерезады, аллея Пушкина.
Пенаты стали очагом культурной жизни Петербурга. В гостях у Репина перебывал весь цвет русской культуры начала ХХ века.
В музее нас ждало (ездил с матушкой и дочкой) много открытий. Во-первых, в доме в точности воссоздана обстановка и через нее сама атмосфера жизни художника, во-вторых, в музее много подлинных полотен мастера, причем малоизвестных (особенное сильное впечатление производит последний автопортрет Репина).
Но самое главное - удалось познакомиться с человеком, который живет Репиным. Это старший научный сотрудник музея Людмила Ивановна Андрущенко. Ее должность называется «хранитель», но она является хранителем памяти Репина не только по должности, но и по душе. Она говорила о Репина с таким знанием, с таким увлечением, с такой готовностью поделиться своими знаниями, что создавалось впечатление, что она говорит о каком-то родном и очень близком человеке.
После экскурсии мы были приглашены в научный отдел музея, где у нас с Людмилой Ивановной состоялась глубокая и насыщенная беседа о Репине.
Для начала я уточнил для себя историю второго варианта картины «Бурлаки на Волге». Это, наверное, самая известная картина Репина. Ее включили в арсенал советской пропаганды против царской России. Ее хотели сделать символом России, угнетенной и отсталой, в глазах нескольких поколений русских людей. Но оказывается, что после того как произошла революция, принесшая «свободу» и «освободившая от угнетенные народные массы», Репин кардинально переосмыслил своих «Бурлаков» и написал новый вариант картины под выразительным названием «Быдло империализма». Бурлаки в ней представлены как хаотическая озлобленная масса, как озверевшая толпа. Мысль о бунте этой толпы страшит своей «бессмысленностью и беспощадностью». Эту картину в советское время спрятали от глаз подальше аж в Бакинскую художественную галерею.
Более того Репин, оказавшись в Куоккале после отделения Финляндии вынужденно заграницей, был в ужасе от революционных событий, от поведения вожаков большевиков. Услышав реальный рассказ о том, как голодные революционеры на улицах Петрограда вырывали хлеб из рук детей, Репин написал страшное обличительное полотно, которое так и назвал: «Большевик». Людмила Ивановна передала мне электронную копию этого «неизвестного» полотна Репина, который сейчас хранится в Константиновском дворце в собрании М.Ростроповича и Г.Вишневской. Может, шедевром и не назовешь, но чувства художника выражены предельно ясно.
Также было интересно узнать, что у Репина есть и тема Достоевского. Известной картине «Арест пропагандиста» предшествовала эскизная работа «Взятие под стражу», на которой сохранилась пометочка Репина о том, что он имел ввиду арест Достоевского по делу петрашевцев.

Но главный мой вопрос, с которым я приехал в Репино, состоял в другом: мог ли Илья Ефимович Репин рисовать святого праведного Иоанна Кронштадтского? И здесь, сразу скажу, я пережил почти одновременно два противоположных чувства: горечь утраты и радость обретения. Увидев портрет Иоанна Кронштадтского, Людмила Ивановна сразу заявила: «Мне жаль Вас огорчать, но это работа не И.Е.Репина». «Какие доводы против?» -«Это не манера Репина. У него есть очень характерные и узнаваемые приемы. Потом у него особая красочная подложка. Это портрет высокого уровня. Я вас хочу поздравить, что вы его имеете. Но он не имеет отношеня к Репину. Не огорчайтесь». Если честно, я и не огорчился, хотя имел надежду: «Людмила Ивановна, установить истину - не может быть огорчением».
Но тут же Людмила Ивановна сообщила мне новость, которая меня действительно обрадовала: «Репин все же рисовал Иоанна Кронштадтского…» - «Откуда это известно?» - «Сохранился карандашный рисунок Репина, изображающий отца Иоанна. На нем отец Иоанн изображен среди народа в Кронштадте. Рисунок подписной, сомнений нет».
Да это же событие! Где же этот рисунок? Какова его судьба? Людмила Ивановна не смогла его мне показать сразу. Этот рисунок неожиданно «всплыл» в последние годы на одном из аукционов Кристис и был продан в частную коллекцию за границей. По правилам аукциона строго сохраняется тайна приобретателя. Поэтому можно только выяснить, откуда пришел этот рисунок, и неизвестно, куда он ушел. Но в каталоге этого аукциона он был опубликован и Людмила Ивановна пообещала найти каталог и прислать мне по электронной почте изображение рисунка.
Сегодня утром я посмотрел почту и увидел этот рисунок. Невозможно было без волненя увидеть это свидетельство всенародного почитания кронштадтского праведника, запечатленное рукой Репина. На рисунке Иоанна Кронштадтский изображен идущим сквозь толпу народа. Он в священнической шляпе с полями и верхней рясе, не в богослужебных ризах, стало быть это не крестный ход. Может быть, Дорогой Батюшка выходит из Андреевского собора после службы. На заднем плане намечены какие-то архитектурные линии. Кажется, что он спускается по ступеням паперти, под ногами намечена линия ступеньки. Народ стремиться к батюшке, берет у него благословение. Большинство лиц намечены силуэтно. Но некоторые проработаны в такой степени, что можно определить социальны статус и какой характер. Батюшка в центре композиции, в водовороте народного моря, подобно кораблю рассекает его и ведет за собой весь этот народ. Композиция написана необычайно экспрессивно, в сложном движении. Надо отметить, что требовалось большое мастерство, чтобы успеть зарисовать такую композицию. И несмотря на незаконченность рисунок производит сильное художественное впечатление. От него веет какой-то внутренней силой и ощущением масштаба происходящего. Невольно мелькнула мысль: не вынашивал ли Репин замысел написать законченное полотно, посвященное Кронштадтскому пастырю? И более широкий вопрос, что же заставило приехать Репина в Кронштадт и рисовать отца Иоанна? Какая сила или какая мысль привели художника в Андреевский собор в Кронштадте? По известным причинам исследование подобных тем до последнего времени не проводились.
Но к этому Людмила Ивановна приложила файл с еще одним рисунком Репина, сделанный в Кронштадте, с изображением бытовой сценки: стоящие телеги, извозчики, м.б., у Андреевского собора. На этом рисунке есть надпись художника: «Кронштадтъ. 25 октября 1897». Этот рисунок Репин мог сделать в ожидании выхода Иоанна Кронштадтского из собора. Рисунок также ушел в частную коллекцию за рубежом на другом аукционе Кристис.
Я искренне поблагодарил Людмилу Ивановну за это открытие.
Это действительно большое событие - найти изображение Иоанна Кронштадтского работы Репина. Его нужно еще осмыслить: великий художник рисовал великого праведника. Один этот факт многого стоит и говорит о многом: о том, что русская культура в лучших ее представителях тянулась к Церкви. Для почитателей Иоанна Кронштадтского также является важным фактом то, что Всероссийский пастырь общался с представителями русской культуры.
Последние недели были отмечены какими-то особыми событиями, связанными с именем Иоанна Кронштадтского. Уже четвертый пост подряд в своем блоге пишу о Дорогом Батюшке. Июнь какой-то иоанновский месяц»: четыре недели подряд можно совершать его память. 1/14 июня - новый праздник его прославления. Неделя Всех святых - включает память и св.Иоанна Кронштадтского. Следующая Неделя всех русских святых - также подразумевает празднование одного из самых любимых русских свытях Иоанна Кронштадтского. Ну а уж в Неделю Всех Санкт-Петербургских святых - как опять не почтить самого петербургского святого Иоанна Кронштадтского. Может быть, поэтому и было такое обильно излияние благодати по молитвам св.Иоанна Кронштадтского.
Р.S. По телефону Людмила Ивановна пригласила на встречу с потомками Репина, которая состоится в Пенатах 21 июля. Они впервые за многие годы приезжают в Россию и совершают паломничество по репинским местам: это и Чугуев, где родился художник, и имение Здравнево в Белоруссии, и многие другие места. Всего сейчас насчитывается 126 потомков Репина. Все они живут во Франции. 18 человек приезжают в Россию. Это уже четвертое поколение - в основном праправнуки и праправнучки Татьяны Ильиничны, дочери Ильи Ефимовича. Будет открыта небольшая выставка «Репин и его потомки». На могиле будет отслужена панихида, из Зеленогорска приезжает настоятель. Кстати, у Репина была своя моленная иконка св.пророка Ильи, которую он заказал в Москве специалисту в древнерусской иконописи Остроухову. Она потом была помещена на молигке Репина, но в войну была утрачена. Сейчас есть воссозданная копия, которую приносят из музея на могилу на панихиды.
А я в свою очередь пригласил ее, а также, если пожелают, и потомков посетить Мемориальный Музей-Квартиру св.Иоанна Кронштадтского.



живопись, Репин, портрет, Иоанн Кронштадтский

Previous post Next post
Up