Многие ли из православных христиан смогут ответить на вопрос: где находится древнейший православный храм России? Наверное, кто-то вспомнит Софийский собор в Новгороде; кто-то упомянет Киев, хотя это ныне считается другим государством; кто-то вспомнит о храмах Старой Ладоги. Но правильный ответ станет удивительным открытием для многих наших современников: древнейший храм в России расположен на Северном Кавказе в Карачаево-Черкессии. И даже не один. Это древние храмы Архыза и Верховья Кубани. Они построены в начале 10 века на территории Аланской епархии Константинопольского патриархата еще до Крещения Руси.
Один из самых красивых и лучше других сохранившимся является храм св. великомученика Георгия Победоносца на Шоанской горе недалеко от г.Карачаевска. По идее этот храм должен быть во всех школьных учебниках России, и мы должны его знать также как храм Василия Блаженного в Москве или Покров на Нерли. К сожалению, об этом храме большинство узнали сегодня не из школьного учебника, а из сводки чрезвычайных происшествий.
В ночь на 30 апреля храм был подожжен злоумышленниками. Светлая седмица для него стала Страстной. То, что этот поджог - не простое хулиганство, показывают следующие факты: одновременно с храмом подверглась осквернению и монументальная скульптура вмч.Георгия Победоносца у подножия горы, а также то, что поджог совершен ровно за неделю до престольного Праздника.
Я к этому храму на гору Шоан в разные годы поднимался несколько раз. Северный Кавказ - моя родина, я здесь родился, вырос, знаю многие места. Но если спросить меня, какие самые красивые места на Кавказе, я бы одной из первых как раз и назвал эту удивительную гору Шоан с храмом на вершине. Впервые я увидел этот храм, когда стал водить экскурсии из Пятигорска в Тиберду и Домбай. Это было в средине 1980-х гг. Маршрут автобуса как раз проходит у подножия горы. Я возил группы почти полгода. Несколько раз в неделю. И каждый раз проезжая у этой горы с вознесенным храмом, я не мог оторвать от него глаз. Это было еще советское время. По плану экскурсии я должен был рассказывать о достижениях народного хозяйства, строительстве местного водохранилища. Но я говорил только об этом храме. Каждый раз я ждал встречи с ним, и каждый раз эта встреча вдохновляла на новые поездки.
Надо сказать, что сама гора Шоан необычна по своей архитектонике: она напоминает огромный однокупольный храм. И собственно храм стоит на плече горы и повторяет ее формы. (На самой вершине растет реликтовая тисовая роща). Возникает удивительное совпадение форм: храм как гора и гора как храм.
Несмотря на более чем 10 вековую историю, храм прекрасно сохранился. Его три алтарные апсиды расположены над отвесной скалой, также как и западная паперть выходит на маленькую площадку над пропастью. Войти в храм можно только с северной стороны. В этом храме совершались службы вплоть до падения Константинополя в 15 веке, после чего прекратила существование и Аланская епархия. После исламизации Северного Кавказ местные народы, ставшие мусульманскими, никогда не поднимали руку на эту святыню. После присоединения Кавказа к России во второй половине 19 века, здесь был учрежден монашеский скит, приписанный к Александро-Афонской Зеленчукской пустыни. На горе Шоан поселились русские монахи, пришедшие сюда с Афона.
В советское вренмя также никто не поднимал руку на святыню.
Когда в сер. 1980-х гг. я впервые посетил это храм, поднявшись в одиночку на гору, он был открыт всем ветрам. Здесь находили приют заезжие туристы и местные пастухи. Но никаких следов вандализма в храме не было. Помню тогда я здесь один пел тропарь Георгию Победоносцу, который специально выучил, пока поднимался на гору: «Яко пленных свободитель, и нищих защититель…» С тех пор, когда служу заказные молебны Георгию Победоносцу и пою эти слова, невольно вспоминаю эту мою горную молитву. Тогда я не встретил ни души - ни в храме, ни на горе. Тогда же это место стало для меня одним из самых дорогих на Кавказе.
Когда я уезжал из Пятигорска в Петербург, не зная своей дальнейшей судьбы и когда я вернусь на Кавказ, я специально ездил в Карачаево-Черкессию, поднимался на эту гору, чтобы благословиться у Георгия Победоносца. Действительно, в следующий раз я побывал в этом храме спустя почти четверть века - в 2009 г.
Каково же было мое радостное удивление, когда я увидел в этом храме установленные металлические двери, а внутри алтарь, престол, иконы, аналой, свечи, которые можно было возжечь. Спустя годы я еще раз помолился в этом храме уже как священник послужил молебен Георгию Победоносцу. Тогд же возникло горячее желание: сподобиться сослужить здесь и Божественную Литургию. Недалеко от храма мы встретили людей, которые остановились потрапезовать. Они сказали, что на Праздник Георгия сюда приходя сотни людей, здесь раз в году служиться Литургия.
И вот - горькая весть. Будет ли в этом году в этом храме на престольный Праздник Литургия? Кто виноват в этом поджоге? Как получилось, что храм выстоял более 1000 лет и подвергся такому осквернению в наши жни. Слава Богу, глава республики решительно осудил акт вандализма. Но ведь, с другой стороны, именно администрация республики и не возвращает храм Церкви. На все просьбы возобновить здесь монастырь или хотя бы действующий храм, до сегодня шнего дня следовал отказ. В результате храм стоял по сути беспризорным.
Отрадно, что патриарх Кирилл в телеграмме на имя Главы республики решительно поставил вопрос о передаче храма Церкви: «Убежден, что настало время открыть этот и другие подобные храмы для полноценной богослужебной жизни и дать возможность церковной общине вместе с государством и специалистами проявлять заботу о реставрации и сохранности этих домов Божиих», - говориться в телеграмме.
Слава Богу, храм устоял в пожаре. И это - еще одна победа Георгия Победоносца.