Как мы отпраздновали день иконы Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы"

Apr 13, 2011 13:34

Праздник иконы Похвалы Божией Матери, в который прославляется и ее чтимый образ «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», является для нашего храма одним из самых главных в течение всего года. Как же нам прихожанам подворья Леушинского монастыря не праздновать этот день, когда празднуется престол главного Похвальского храма Леушинской обители, а образ "Аз есмь с вами, и никтоже на вы" был написан в Леушинской обители и освящен св.Иоанном Кронштадтским?! Тем более мы знаем, что список этого образа находился и в иконостасе нашего храма на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге и пред также молился св.Иоанн Кронштадтский. Так что у нас в этот день двойной праздник, сугубое торжество.
Всегда готовимся и всегда ждем этот день. И всегда в этот день происходят какие-то необычные события, которые ясно свидетельствуют, что Матерь Божия нас не оставляет.
В этом году праздничная служба проходила в нашем новом, как мы его стали называть, «нижнем» храме, оборудованном на время ремонта «верхнего» храма. На аналое установили чтимый список образа Богоматери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», написанный в 2003 году иконописцем Михаилом Осипенко. Этот образ нам особенно дорог тем, что он был освящен архиепископом Кириллом Ярославским одновременно с освящением часовни во имя этой иконы в Брейтово на берегу Рыбинского водохранилища.
Хотя кроме этого образа у нас в «нижнем» храме список образа «Аз есмь с вами» находится также и на горнем месте.
Как и в прошлые годы, мы к этому дню заказали в пекарне особые куличи в виде восьмиконечных звезд. Они стали традиционным угощением для гостей и прихожан храма в этот праздник. За ними закрепилось название «похвальских звезд».
Была издана специальная газета «Леушинский дневник» с материалами об иконе и Леушинском монастыре.
Радостным событием в этот праздник должен был стать приезд паломников из леушинских мест. Уже не первый раз к нам в этот день приезжают гости из Рыбинска, Череповца, Мяксы. Эти паломнические поездки организовывает Елена Николаевна Мельник, которую можно назвать «последней из леушан». Она родилась неподалеку от Леушино в селе Ольхово, также затопленном Рыбинским водохранилищем. Ей в январе этого года исполнилось 85 лет. Она думала, что ее затопленная родина забыта и никому не нужна. Когда начались Леушинские стояния в память о затопленных святынях, Елена Николаевна воспрянула духа и восприняла их как память и о своей малой родине. У нее началась вторая жизнь. Начиная с первых стояний, она не пропустила ни одного из них. Более того, она приезжала из Рыбинска не одна, а собирала и привозила целый автобус, как потомков тех, кто родился на затопленной территории, так и всех почитателей Леушиской обители. А с недавнего времени Елена Николаевна стала приезжать и к нам на подворье в Петербург на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы.
Как у этой женщины в таком преклонном возрасте хватает сил организовывать такие поездки, - для меня является живым чудом! Я поражаюсь ее подвижничеству. Для меня это также пример того, какие силы дает идея служения своей родине, какой великий потенциал заложен в любви к своей земле и как жалко, что эта внутренняя энергия нашего народа, к сожалению, не только не востребована государством, но более того глушиться или же насаждается в лучшем случае патриотизм только в масштабах советского периода истории.
Но паломники, которых мы ожидали утром к началу службы, задерживались, связи не было. В течение службы пытались созваниваться. Начал волноваться. Молился на ектениях о путешествующих. Старался даже служить чуть медленнее, чтобы они успели. Удалось связаться только в средине службы. Оказалось, что в дороге у автобуса лопнуло колесо. Благое дело без искушений не бывает. Но главного паломники не лишились. Они приехали в конце службы и всех, кто готовился к причастию, я поисповедовал и причастил. Потом я сказал паломникам, что может и в этом есть свой смысл: у нас на службе было так много людей, что целый автобус не смог бы войти в небольшой «нижний» храм. А так паломники приехали, когда народ стал расходиться после службы и гости спокойно смогли войти в храм, поисповедоваться и причаститься.
Главным событием этого дня - стал первый молебен в верхнем храме. Там еще идет ремонт после снятия перекрытия. Как долго - сам не знаю. Хочется побыстрее, чтобы на Пасху послужить Литургию.
Во время праздничного служения пришла мысль: а что мешает сегодня послужить молебен в верхнем храме?! Ведь так хочется помолиться в храме без бетонного перекрытия. Это будет первый молебен в храме, освобожденном от бетона. Лучшего дня и праздника - не придумать. В конце службы я сообщил о свое желании алтарникам и прихожанам. Мы взяли икону «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», аналои, свечи, цветы и поднялись наверх, установили аналой с иконой посредине храма. Я почувствовал, что наступает историческая минута, меня охватило внутреннее волнение. Ведь в этом храме в том виде, каким он был при игумении Таисии и Иоанне Кронштадтском, еще не совершалось служб. Храм был закрыт в 1931 году и сразу обращен в психдиспансер, внутреннее пространство перестроили. Храм официально вернули в 2000 году. Более 10 лет мы служили под бетонными перекрытиями. Храм напоминал какой-то производственный цех. И вот теперь он распахнул свое пространство до самого купола. Набрав воздуха поглубже в грудь, я сделал первый возглас: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Звук вознесся высоко в купол и слышно было, как он повторялся и звучал в вышине. «Аминь». Акустика сразу поразила, - как будто в наушниках слушаешь. Мы послужили молебен Похвале Божией Матери и ее иконе «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Паломники, присоединившиеся к этой молитве, были рады такому открытия, что они приехали на Леушинское подворье именно в этот день. (Потом они еще продолжили свою поездку по святыням Петербурга, направившись к блаженной Ксении и к Серафиму Вырицкому).
После всех этих событий сегдняшнего дня у меня внутри звучала одна мысль: «Сегодня вновь Матерь Божия была с нами. Пресвятая Богородица вновь явила Свои слова, начертанные на Ее чтимом образе".



«Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Previous post Next post
Up