Поздравляю всех читателей моего блога с Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Хочу рассказать о маленьком чуде, которое произошло у нас в храме накануне этого праздника.
Чтобы литургически почтить Праздник, нужно иметь его икону. Но как раз иконы Благовещения в нашем храме не было. Вернее сказать, была но лишь репродукция на картонке, приобретенная в «Софрино».
Вчера после Преждеосвященной Литургии позвонила в храм женщина и спросила, можно ли у нас освятить икону? Я ответил: «Конечно, можно. А о какой иконе идет речь?» - «Благовещение», - отвечала она. Я стал расспрашивать об иконе.
Она рассказала, что икона - старинная, большая, написанная на холсте. Я тут же спросил, не хочет ли она подарить ее в храм. Но она тут же отрезала: «Нет, нет! Это - моя икона, я ее хочу только освятить». Я пригласил ее в храм с иконой к началу Всенощного бдения на Праздник Благовещения.
Сегодня она пришла точно к началу службы, минута в минуту, в 5 часов. Когда она достала из целлофанового пакета образ, я увидел действительно старинный образ, написанный маслом в академическом стиле. Скорее всего, икона происходит из праздничного чина какого-то разрушенного иконостаса. Видно было, что поверх оригинальной живописи кто-то уже в советское время прошелся непрофессиональной кистью. Я обратил внимание, что эта икона была отчасти похожа на ту, что была в иконостасе нашего храма до революции.
Владелицу звали Маргарита. Она живет неподалеку от подворья на Виленском переулке в коммуналке. Ее сосед - моряк дальнего плавания Борис Мартышев. Он был потомком владельца известной до революции пекарни на Лиговке. Говорят, эта пекарня действет до сих пор.
Борис в 40 лет заболел раком. С женой он был в разводе, и все труды по уходу взяла на себя Маргарита. 6 сентября в ее День Рождения Борис сказал: "Даже нечего и подарить тебе. Вот прими подарок", - и подарил ей шампунь, привезенный из загранпоездки, и икону Благовещения. 22 ноября он умер. Кто-то сказал Маргарите, что икону после умершего человека надо освятить. Я, естественно, объяснил, что эта икона уже освящена и в освящении не нуждается. Но для нас это - большая радость, что мы на Благовещение встречаем икону этого Праздника и у нас будет образ, пред которым мы сможем помолиться.
Неожиданное принесение иконы умножило благодать Праздника. Прихожане три раза прикладывались к иконе: как только она была принесена, потом - на полиелее, и на отпусте. Но чтобы не рождать ложных надежд, я сразу предупредил прихожан, что икона принадлежит Маргарите, и она принесла ее только на один день.
Каково же было мое удивление, когда на помазании святым елеем р.Б.Маргарита вдруг сказала: «Батюшка, икона должна быть в храме. Я решила ее оставить вам». Я был так удивлен, что не нашелся, что ответить, кроме вопроса: «Вы точно решили оставить икону». «Если икона переступила порог храма, ее уже нельзя выносить», - ответила она. Я не стал возражать...
Маргарита благословилась на завтра подготовиться поисповедаться и причаститься.
"Богородице Дево, радуйся" - поем мы в этот день вместе архангелом Гавриилом. Благовещение - это день радости Божией Матери, которой Она щедро делится с нами, Ее недостойными чадами. В этом сегодня мы убедились еще раз.