Евангелие Достоевского

Feb 09, 2011 23:58



В Музее Достоевского сегодня прошла презентация издания экземпляра Нового Завета, принадлежавшего Ф.М.Достоевскому. Издание готовилось давно, в течение нескольких лет, и вышло к юбилейному году, когда мы вспоминаем 130-летие со дня кончины и 190-летие со дня рождения.
Этот экземпляр Евангелия был подарен Достоевскому в Сибири в Тобольске женами декабристов Фонвизиной и Анненковой, когда писатель следовал на каторгу в Омский острог.
Книга представляла собой первое издание Евангелия на русском языке, осуществленное в 1823 году Библейским Обществом под руководством епископа Филарета Дроздова, буджущего митрополита Московского. Достоевский никогда не расставался с этим Евангелием в течение 30 лет. Он хранил его под подушкой на каторге, оно всегда было с ним в пути, всегда лежало на его письменном столе. Все романы Достоевского написаны рядом с этой книгой. Небольшого формата, удобное для перевозки, оно стало путеводной книгой Достоевского.
Евангелие это чудом сохранилось и находится сейчас в Москве в архиве Российской государственной библиотеки. Книга хранит многочисленные подчеркивания, пометки, записи на полях. В последнее время специально для настоящего издания были предприняты новейшие методы исследования, в том числе арсенал криминалистического анализа, в результате чего были впервые выявлены отчеркивания ногтем, сделанные на каторге, где были запрещены ручка и чернила.
Я сподобился еще в конце 1980-х годов работать с экземпляром этого Евангелия, держать его в своих руках. Большая благодать приложиться к такой святыне. Потом делал доклад и даже написал статью об этом Евангелии (была опубликована в эмигрантском журнале «Вече»).
Особенно меня поразили краткие записи, сделанные на полях Достоевским в тексте Апокалипсиса. Там, где говорится о пришествии антихриста, Достоевский на полях начертал слово «общечеловек», тем самым обозначив ту проблему, с которой именно мы сегодня имеем дело во всей ее полноте. Это проблема создания вместо религиозной национальной личности «общечеловека», нивелирование личности по среднеевропейскому стандарту, нивелирование цивилизаций, то что мы сейчас называем «глобализмом». И Достоевский предчувствовал эту проблему, глубоко переживал ее, воспринимал ее как предвестие и исполнение Апокалипсиса.
Он предчувствовал явление «общечеловека», размывание национальной ментальности, национального миросознания, сливание людей в общий котел, что, безусловно, напоминало ему о Вавилонской башне. Модель глобализма уже была воплощена при строительстве Вавилонской башни, и как мы знаем, результаты были достаточно печальны.
«Евангелие Достоевского», именно так называется это уникальное издание, выпущено в свет мосоковским издательством «Русский мир», общу подготовку и редакцию осуществлял известный достоевед дфн Владимир Захаров. В первом томе факсимильное воспроизведение экземпляра Нового Завета Достоевского, где как раз можно увидет пометки писателя, а во втором томе - статьи, научный аппарат, свод всех случаев использования Евангельского слова в произведениях Достоевского, составленное сотрудником Музея Борисом Николаевичем Тихомировым. Всем сотрудникам музея, в том числе и мне, ценная книга была подарена. (В лавке музея можно приобрести это издание).
Это серьезное не только научное, но прежде всего духовное событие. Ведь мы все теперь сможем взять в руки Евангелие Достоевского, прочесть его вместе с Достоевским, обратить внимание на те стихи и главы, которые отметил писатель, и, безусловно, раскрыть для себя глубже евангельские корни творчества писателя и его идеологии. Та книга, которую Достоевский раскрывал каждый день, без сомнения раскроет и нам Достоевского как великого писателя-христианина. Это лучший подарок к юбилею писателя.



Достоевский

Previous post Next post
Up