Патриарх в гостях у Батюшки

Nov 23, 2010 20:24


Я уже писал о том, что каждый человек старается встретить день рождения в дорогом и значимом для себя месте. Тем, что патриарх Кирилл встретил свой день рождения в Кронштадте, он обозначил, что этот город для него входит в понятие духовной родины. Причем не вообще Кронштадт, а именно город Иоанна Кронштадтского. Поэтому неудивительно, что в этот день он пожелал посетить Квартиру Всероссийского пастыря.
Патриарх уже посещал Мемориальную Квартиру в прошлом году на праздник Апостолов Петра и Павла. Это было первое посещение Святейшим Кронштадта. И приехав в город, прежде всего он пожелал увидеть Мемориальную Квартиру Дорогого Батюшки. В книге записей почетных посетителей патриарх тогда оставил короткую, но емкую запись: «Благословенно место сие жизни и подвигов Всероссийского пастыря Иоанна Кронштадтского».
Но в этом году визит патриарха в Квартиру оказался необычным. Патриарх пожелал не только помолиться в святом месте, но и отметить здесь свой день рождения за праздничным столом. Когда незадолго до этого приезжал руководитель Административного секретариата патриарха епископ Солнечногорский Сергий и я узнал об этой идее, то трудно было даже представить, как она осуществится. Накануне визита в гостиной Иоанна Кронштадтского был установлен круглый стол, привезены стулья в старинном стиле, расставлены серебряные столовые приборы и бокалы. Тогда гостиная зала Квартиры Иоанна Кронштадтского преобразилась: она стала не музейной комнатой, но реальной гостиной, какой и была при жизни Всероссийского пастыря. Все было готово к встрече высоких гостей. Благодаря идее патриарха гостиная оказалась восстановлена на один день в первозданном виде. Дело в том, что по воспоминаниям современников как раз в этой комнате и стоял круглый стол, за которым Иоанн Кронштадтский принимал своих гостей. Известно, что непосредственно в этой гостиной Иоанн Кронштадтский принимал самых духовно близких и дорогих ему людей. Здесь бывали митрополит Владимир (Богоявленский), митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Гермоген (Долганов), также духовные чада о. Иоанна: протоиерей Философ Орнатский, протоиерей Иоанн Восторгов. Все они стали священномучениками Русской Голгофы. Глядя на приготовленную для патриарха Кирилла гостиную, невольно думалось о тех, кто уже здесь трапезовал до него. Подумалось также, что впервые после кончины Иоанна Кронштадтского эта гостиная будет использована по своему первоначальному назначению.
Нужно ли говорить о моем волнении перед этим событием?! Несколько дней мы благоукрашали Мемориальную Квартиру: наводили порядок, мыли, устраняли мелкие неполадки, готовили букеты цветов. Главным организатором этого события стал фонд «Кронштадтский морской собор».
Патриарх прибыл в Мемориальную Квартиру в начале третьего часа. Вместе с ним приехали те, с кем он пожелал разделить свой праздник. Многие из них участвовали в заседании Попечительского совета восстановления Морского собора. Этот праздник, безусловно, носил личный характер, поэтому пресса на него не была допущена, а в официальных сводках новостей о нем написано буквально двумя предложениями, к примеру, на сайте Московской Патриархии: «По завершении заседания Святейший Патриарх Кирилл, В.И. Матвиенко и С.В. Медведева посетили Музей святого праведного Иоанна Кронштадтского. Возложив цветы к памятнику святому у входа в музей, Святейший Владыка осмотрел мемориальную квартиру и ознакомился с экспозицией». Естественно, я также не могу нарушать конфиденциальность этого праздника, поэтому расскажу лишь о личных впечатлениях от общения с патриархом.
Я встречал патриарха у входа в мемориальный скверик Дома Иоанна Кронштадтского, прежде всего поблагодарил его за ту честь и радость, которой патриарх удостоил Мемориальный музей, и преподнес Святейшему букет цветов, который специально приготовила руководитель курсов флористики на Леушинском подворье Татьяна Соцкова. Это был особенный букет - он состоял из северных цветов, которые любил о.Иоанн.
Далее по протоколу следовала церемония возложения венков к памятнику Иоанна КРонштадтского. Патриарх возложил букет из 40 белых роз к поднодию памятника. Пока цветы возлагали Светлана Владимировна Медведева и Вадентина Ивановна Матвиенко, патриарх успел осмотреть памятник и оценить его: «Какой хороший памятник», - сказал он. Я пояснил, что это - первая творческая работа молодого московского скульптора Андрея Соколова. Патриарх проследовал в Дом отца Иоанна. В выставочном зале музея к посещению патриарха нами была развернута выставка фотографий фотографа Московской Патриархии Сергея Власова, сопровождавшего патриарха Кирилла в первой поездке в Кронштадт. Она стала продолжением выставки фотографий посещения патриархом Алексием II Мемориальной Квартиры в 2008 году. Патриарх Кирилл осмотрел фотоснимки и прошел наверх в мемориальную часть музея. Пока гости рассаживались за столом в гостиной, я провел небольшую экскурсию для патриарха и Светланы Владимировны Медведевой по кабинету и столовой комнате.
Здесь хочу рассказать об одном живом эпизоде, который придал особую теплоту этому посещению. Еще в период подготовки владыка Сергий выразил пожелание патриарха, чтобы все было просто и по-домашнему. И тогда возникла мысль протопить печь, восстановленную в Кабинете о. Иоанна. Эта печь хорошо видна на одной из фотографий и была воссоздана достаточно точно. Эту печь мы протапливаем два раза в году - в дни памяти Иоанна Кронштадтского. Но посещение патриарха - более чем достойный повод сделать исключение из правила. Печь мы протопили первый раз накануне вечером, чтобы она прогрелась. А потом разожгли ее где-то за час до прихода патриарха. Так получилось, что первое, на что обратил внимание в кабинете о. Иоанна патриарх, оказалась печь. Уже зайдя в прихожую, патриарх почувствовал легкий аромат дыма и сказал: «Какой приятный домашний запах». В кабинете он подошел к печке и приложив к ней руку, спросил: «Теплая?». Я ответил: «Прогревается», - и предложил патриарху: «Ваше Святейшество, прошу Вас поддержать огонь в очаге Иоанна Кронштадтского». «Можно бросить?» - удивился патриарх. И улыбнувшись, он взял приготовленное полено и бросил в огонь. В этот момент в кабинет вошла Светлана Владимировна Медведева, и патриарх предложил и ей бросить полено в очаг Иоанна Кронштадтского. Это простое действие наполнило Музей живой жизнью и теплом Дорогого Батюшки Иоанна Кронштадтского. Ведь так некогда и он сам топил печь в своей Квартире. В течение всего праздничного обеда эти дрова весело трещали в печке.
Поскольку патриарх был уже в прошлом году в Квартире и я тогда рассказывал подробно о ее святынях, в этот раз я обратил внимание Его Святейшества только на новые обретения. Это была ручка-вставка Иоанна Кронштадтского, которой он писал свой последний предсмертный Дневник. Ее передала в прошлом году правнучатая племянница о.Иоанна Галина Николаевна Шпякина. Патриарх взял в руки эту реликвию и сделав ее росчерк в воздухе, сказал: «А ведь мы такими ручками тоже писали в школе».
Потом я показал патриарху икону Божией Матери, написанную в Леушинском монастыре, которой Иоанн Кронштадтский в 1906 году благословил монахиню Серафиму на игуменство в Ферапонтовом монастыре, о чем свидетельствует надпись на ее обороте. Игумения Серафима была расстреляна в 1918 г. и ныне прославлена как преподобномученица. Получается, великий святой благословил этой иконой другую святую. Эту святыню сохранили монахини Леушинского подворья, высланные в 1930-е гг. в среднюю Азию. Оттуда ее вернула на подворье вдова священника Татьяна Алесенко, семья которой приютила последних леушинских матушек.
В столовой комнате я обратил внимание высоких гостей на столовый прибор Иоанна Кронштадтского - вилку и нож, переданные дочерьми известного протоиерея Петра Белавского Александрой и Ксенией.
Увидев над столом большой портрет Иоанна Кронштадтского, патриарх сказал: «У нас в семье был точно такой же, только небольшого размера. Я его хорошо помню, и с ним у меня связана чудесная история. Я сильно заболел и лежал в кровати. Недалеко стоял этот портрет, я взял его, прижал к себе. Я лежал с этим портретиком, молился, мне стало полегче, и с этого началось исцеление. Мне было лет 5 или 6. Много и других моментов было в жизни». Светлана Владимировна в ответ также рассказала эпиход из своей жизни о зримой помощи Иоанна Кронштадтского. В этих стенах, где жил Иоанн Кронштадтский, эти рассказы прозвучали как признание духовной связи с Дорогим Батюшкой.
Патриарх сказал, что он почитает св. Иоанна Кронштадтского как одного из своих небесных покровителей. «Ваше Святейшество, как для Вас знаменательна была сегодняшняя служба и восхождение на купол храма! Ведь на него незадолго до кончины также поднимался и Иоанн Кронштадтский». Патриарх заинтересовался этой историей и я подробно пересказал ее. Он был приятно удивлен еще одной открывшейся духовной связью с Иоанном Кронштадтским.
Затем патриарх прошел за праздничный стол. Обед продолжался более часа. На прощанье, я благословился еще раз у Святейшего Патриарха, который сказал мне дорогие для меня слова: «Благодарю Вас за труды. Храните и дальше эту Мемориальную Квартиру».
Когда гости уехали, те, кто обслуживал обед, угостили сотрудников Мемориальной Квартиры яблочным пирогом. Это было особенно приятно, поскольку его испекли именно потому, что о.Иоанн очень любил яблочные пироги. Накануне меня об этом попросил сделать историческую справку личный повар патриарха. Этот вкусный пирог мы восприняли как угощение не только от патриарха, но и от самого Иоанна Кронштадтского.



музей, Иоанн Кронштадтский, Св.Квартира_Иоанна_Кронштадтского, Кронштадт, памятник, патриарх_Кирилл, Морской_собор, цветы

Previous post Next post
Up