Были ли у отца Иоанна в доме кошки?
https://vk.com/otets_gennadiy?w=wall76757957_17461%2Fall После последних постов про котов задался вопросом, а были ли коты у отца Иоанна Кронштадтского? И как он к ним относился? Но прежде нужно сказать о значении котов в истории Кронштадта. Без преувеличения можно сказать, что эти хвостатые друзья человека сиграли важную историческую роль. Дело в том, что коты в Кронштадте имели особый статус, поскольку официально "служили" на флоте!
В славную эпоху Петра Первого, когда Кронштадт стал морской столицей России, в нем разместились многочисленные продовольственные склады. Вскоре выяснилось, что в молодом городе появились грызуны. К средине 18 века порблема стала приобретать характер стихийного бедствия: грызуны вредили запасам провианта, грозили пороховым складам, а значит и обороноспособности фортов и флота. Командование Кронштадтской морской крепости оповестило Адмиралтейств-коллегию о нешуточной проблеме. Сохранился рапорт, в котором указывалось на нехватку в Кронштадте кошек и испрашивалась поставка котов на остров Котлин. Важный вопрос обсуждался на нескольких заседаниях Адмиралтейств - коллегии (министерство морского флота!) Вскоре специальная морская команда наловила в Петербурге и пригородах достаточное количество котов и в запломбированных печатями холщовых мешках доставила на о. Котлин. Через время последовал доклад, что «адмиралтейских» котов внести в штатные книги и положить им жалованье на пропитание. Адмиралтейств-коллегия постановила просьбу удовлетворить и положить на каждого из хвостатых годовое жалованье в один рубль: «дабы они должно содержать себя могли». Именно тогда и возникло устойчивое словосочетание "кронштадтский кот", а название острова Котлин в шутку возводили к слову "кот". Не случайно в Кронштадте на пристани в 2011 году был торжественно открыт уникальный памятник коту (вместе с псом). Ну, а что касается Дорогого Батюшки, спешу обрадовать всех любителей кошек, у отца Иоанна в доме была кошка, причем не одна. Я внимательнейшим образом просмотрел его Дневник и нашел в нем немало упоминаний этих четвероногих усачей. Понятно, что самому Пастырю в силу свой занятости было некогда занимать ими. Это было досугом его матушки Елизаветы Константиновны и ее сестры Анны Константиновны, какое-то время проживавшей в Квартире о.Иоанна с двумя дочерьми Руфиной и Екатериной. К сожалению, Батюшка нигде не упоминает кличек кошек, населявших его Квартиру. Надо сказать, что отношения с кошками у отца Иоанна были разными, иногда совсем не идиллическими. Однажды отец Иоанн пришел домой после службы. Его кабинет обычно был закрыт. Но в этот день кошка каким-то образом смогла проникнуть в него и сделать свое дело прямо на рабочем столе Батюшки. Естественно, он огорчился. И вот как сам описал эту ситуацию: "Из-за кошачьей пакости на писчем моем столе я вышел из себя". Отец Иоанн даже "отпустил мальчика, пришедшего к нему заниматься", видимо, Законом Божиим. А кошке в этот день досталось: о.Иоанн пишет, что "терзал" ее и "пнул ногою". Впрочем строго осудил себя за то, что поддался эмоциям, и обличил: "о, зверство!" В одной из записей он упрекает свою матушку и ее сестру за чрезмерное увлечение "кошками и собакой": "Горе мне с домашними моими, с их неуважением и невниманием к постановлениям церковным... с их кошками и собакой, с их леностью к молитве домашней и общественной..." Из этого очевидно, что отец Иоанн считал, что домашние животные не дожны мешать духовной жизни и тем более быть культом в доме. Кошек в Кронштадте было много и отец Иоанн нередко сталкивался с суеверием о перебежавшем дорогу коте. В одной из проповедей он обличал эти и другие предрассудки: "Суеверия страшат страстных к земной жизни: на пороге не здороваться, в понедельник не начинать дела, в соль кусочек хлеба положить, кошка перебежала, священник навстречу попал..." В тихие редкие минуты жизни, когда он мог просто погладить своих кошек, отец Иоанн, не оставлял богомыслия. Однажды он записал: "В день рождения и тезоименитства моего. Радуйся, что Господь создал тебя не зверем, не скотом, не собакой, не кошкой... а человеком, и благодари Господа, Творца своего, да живи как человек, как созданный по образу и подобию Божию, как чадо Божие, предназначенное к вечному единению с Богом, как житель горнего, духовного, светоносного мира". Вот на какие высокие мысли вдохновляли Кронштадтского пастыря его домашние друзья!