СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ

Feb 24, 2021 22:13



Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия.
С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях по фольклористике изучали культ святого Власия в Древней Руси как покровителя домашнего скота, так что его даже именовали "скотьим богом". Это связано как с его житием, так и с созвучием с именем языческого бога Велеса. В житии св.Власия рассказывается как во время гонений епископ Власий удалился в пещеру в горах. Воины-преследователи увидели эту пещеру и заметили странное скопление разных зверей около нее. Заглянув в неё, они увидели святого Власия, совершавшего богослужение, а животные смиренно ждали, когда святой закончит службу и по обыкновению выйдет, чтобы благословить и исцелить их.
Тогда я не думал, что эти исторические штудии я буду проходить на практике.

Вскоре после назначения на дальний приход в Сомино я узнал, что в моем трехпрестольном храме есть боковой придел священномученика Власия и храмовая икона, на которой Власий благословляет разных животных.
Первый раз Власьевский престольный праздник я служил 24 февраля 1993 года.
Перед службой прихожане меня спросили, будет ли на службе "власьевская водичка" для коровок? Я сказал, что конечно, послужим водосвятный молебен? Но почему для коровок? Святая вода освящается для людей. Мне объяснили, что в этот день батюшки до меня всегда освящали воду для окропления коровок, коз и другого домашнего скота. Я удивился, но не стал нарушать традицию, сказал только, что вначале все равно покроплю прихожан, а потом уже можно покропить и скот.
После службы ко мне подошла Мария Борисовна, коренастая прихожанка с трудовыми мозолистыми руками. Она пригласила меня посетить ее хлев и покропить корову. Я посомневался, но тоже не нашел богословских аргументов отказать, да было и самому просто интересно окунуться в стихию сельского православия.
К Марии Борисовне я пошел с иконой св.Власия. Корова с большими распахнутыми глазами как будто меня ждала. Она глубоко дышала, выдыхая на меня клубы пара и совсем не испугалась брызг святой воды. Было такое чувство, что это для нее не впервой. В благодарность за посещение я получил трехлитровую банку парного молока.
В общем, с того раза я каждый год на праздник святого Власия освящал "власьевскую водичку"и обходил знакомых уже мне коровок в разных хлевах по селу.
Более того, когда весной приходило время выводить коров из хлева, их собирали на поле за старым зданием учительского дома (сейчас уже снесенного) и приглашали меня благословить их на новый пастбищный год. Я тоже не видел препятствий, почему не помолиться о живой твари и ее хозяевах. Примером я данном случае для меня был сам святой Власий, который по житию молился и благословлял животную тварь. Считал это хорошей формой миссионерства. Произносил большую проповедь перед молебном, ставил в пример людям послушание и смирение коровок и призывал жителей Сомино посещать храм, внутренне благодаря коров, что они собрали вместе много соминцев, далеких от церкви.


И казалось, что так будет всегда...
Недавно случайно нашел пару снимков таких власьевских водосвятий .
Теперь они уже стали историческими. Не только потому, что я на них еще молодой батюшка без седины в бороде, но более, потому что сейчас в селе не осталось ни одной коровки. К концу 1990-х годов коровок становилось все меньше и меньше. Вскоре мне уже не надо было обходить хлева, потому что они опустели. Какое-то время в Сомино оставалась одна корова у Хабира, но он не приходил за водой и меня приглашал в гости к корове.
Теперь остается только вспоминать старых добрых коров, живших под покровом святого Власия.
Воду в этот день мы по традиции продолжаем освящать, только пьем и окропляемся ею сами.
Я вспомнил, как в университете мы изучали древний культ Власия как покровителя скота. Не думал, только что стану свидетелем финала этого культа. Власий перестал быть скотьим богом, потому что не осталось скота. В последний раз на проповеди в праздник Власия сказал: "Остался Власий без своей паствы. Теперь только на иконе в храме можно увидеть живность в Сомино. Придется нам заменить его стадо".


Впрочем и это "стадо" также становится все меньше и меньше на селе.

святой Власий, престольный праздник, Сомино, иконы

Previous post Next post
Up