Рождество Христово - величайшее чудо человеческой истории. Рождественские дни - время чудесных событий в нашей жизни. На днях произошло событие, которое я не могу иначе объяснить как чудо.
Накануне Рождества мне позвонили в Сомино из Петербурга и рассказали историю о том, что иконописцу Александру Большакову в предрождественские дни явилась блаженная Матрона Босоножка.
Я всегда был почитателем нашей петербургской Босоножки ,совершившей величайший аскетический подвиг хождения босыми ногами по камня града на Неве.
В 2016 году в рамках Таисиинских вечеров я проводил большой Юбилейный вечер памяти блаженной Матроны Босоножки в Концертном зале у Финляндского вокзала. Написал о ней стихи, ставшие песней на музыку композитора Владислава Панченко. Стихи назывались «Следы на снегу».
По телефону мне сказали: «Батюшка, Ваши стихи оказались пророческими». - «В каком смысле?» - «В прямом. После явления блаженной Матроны остались следы на снегу... Как написано у вас в стихах» - «Ну это надо еще увидеть. На снегу может показаться, что угодно», - ответил я с улыбкой. «Пожалуйста. Иконописец сфотографировал на трубку эти следы...»
Тут я уже вполне серьезно попросил прислать мне снимок следов. Я долго рассматривал удивительную фотографию...
Я верю в Бога и потому верю в чудеса, но при этом к чудесам отношусь осторожно и с испытанием, чтобы не принять за Божье чудо чье-то субъективное восприятие. Руководствуясь принципом апостола Фомы «не поверю, пока не увижу», я решил, что я не поверю, пока не услышу. И попросил дать мне телефон иконописца Александра.
Оказалось, что я с ним был знаком, но давно не встречался. Он как-то писал большой образ Божией Матери мне на Леушинское подворье, а два года назад в его семье произошла трагедия погиб сын отрок Николай, упав с крыши дома. Он был алтарников в храме на Волковом кладбище и похоронен недалеко от храма. Я писал об этом отроке, смерть которого взволновала многих петербуржцев. См.:
https://otets-gennadiy.livejournal.com/262825.html Сразу скажу, что разговор мой с Александром продлился около получаса. Я постарался, как можно подробнее расспросить его о всех обстоятельствах чудесного события.
Александр начал разговор в смущении: «Батюшка, с праздниками. Простите меня, мне уже тут многие звонят, расспрашивают. Я даже немного устал. Вчера вообще трубку не брал. Увидел Ваш номер, поэтому ответил...»
Я поблагодарил его и попросил рассказать, что с ним случилось? Вот его рассказ, который я практически слово в слово.
«Это было 1 января. Мы давно уже не отмечаем этот Новый год. Поэтому полпервого легли спать. Я решил в первый день нового года поехать на могилку к сыну на Волковское кладбище. Сын похоронен неподалеку от храма.
Думал возьму с собой дочь на службе постоим и к сыну на могилку зайдем. Утром подошел, а она спала, жалко было будить. Поехал один. Жена еще раньше поехала на службу в Воскресенский храм на Литераторские мостки к отцу Федору. А я решил поехать в храм Иова Многострадального. Думаю, зайду заодно и на службу и к сыну на могилку.
Было начало 11-го часа. Я зашел в храм, купил свечи, поставил и пошел к сыну на могилку. Думаю, забегу к сыну минут 10-15, постою ,помолюсь, и потом на службе еще постою. Но на могилке я задержался на полчаса и подошел уже к концу службы часам к 11-ти.
Когда я возвращался, стало совсем светло. Я ни на что не обращал внимания. Я незаметно для себя подошел к храму, поднял голову и не поверил своим глазам: смотрю, передо метрах в 10-ти стоит женщина, вся в белом. На ней то ли балахон, то ли платье, то ли рубаха. Наверное, точнее будет сказать, что это было какая-то длинная белая рубаха, как будто льняная и тонкая.
А она вся седая... Голова открыта. На голове ничего не было, просто волосы, просто седые волосы, белые и седые.
Женщина стояла и крестилась, так медленно-медленно крестилась.
Когда она приложила пальцы ко лбу, у нее рубаха спала с руки и я смотрю - у нее рука голая.
А мороз на улице, наверное, был минус два градуса.
Представляете, на улице мороз и тут женщина в одном платье молится.
Я так оторопел: как это женщина раздетая стоит и молится?!
Потом я посмотрел на ноги, и они были тоже голые, босые.
Я все передать точно не могу, потому что у меня было такое состояние ... Я стоял как столб.
До нее было совсем близко. Она стояла рядом с алтарем храма, смотрела и молилась за алтарь на восток, в сторону речки на мостик.
Ко мне она была боком и на меня не смотрела.
А левую руку ее, я не видел, только правую: она стояла ко мне правой стороной.
Вначале я не обратил внимания на ее лицо. Потом когда я на нее смотрел, она начинала крестится, и я ее лицо даже не мог рассмотреть.
Она крестилась раз пять-семь, а может быть и десять, я не считал. Она крестилась медленно и наклоняя голову. Перекрестится - поклонится. Перекрестится - поклонится. Перекрестится - поклонится. И тонкими пальцами касается лба
Я смотрел, что она стоит босиком голыми ногами на снегу...
У меня было какое-то оцепенение. Я стоял ни живой ни мертвый.
Я начал пятиться назад к могиле сына...
И в это время она медленно-медленно исчезла... Вот и все...
Думаю, может это у меня крыша едет. Вроде, трезвый, ничего на новый год не пил. Чувствую, что у меня футболка мокрая.
Думаю, может это у меня глюк какой-то. Посмотрел вокруг, - никого не было. Подошел к месту, на котором стояла женщина в белом, и увидел на снегу следы босых ног. Снежок за ночь как раз накрапал. Следы растаяли до асфальта. То есть она только только ушла. Я встал на колени и потрогал их руками. На асфальте промокло. Для этого нужно было долго тут стоять. Я удивился только, почему было три следа? Может быть, она переминалась. Но никаких следов ни вперед ни назад больше не было. Как подошла сюда эта женщина и как она ушла, я не мог понять.
На всякий случай обошел вокруг храм, потом прошел метров 50-т вперед, посмотрел дорожки. Но в это время на кладбище никаких следов вообще нигде не было, кроме моих собственных.
Только потом я пошел в храм. В это время в храме была служба.
В свечной лавке в этот день была моя хорошая знакомая свечница. У нас с ней день рожденья в один день - 12 сентября на Александра Невского. Поэтому у нас с ней есть духовная связь. Я подошел, а она посмотрела на меня и спршивает: «Александр, у вас что-то случилось? У вас что-то с глазами...» Я не то чтобы перепугался, но был какой-то сам не свой. Говорю ей: «Вы можете выйти из храма, я вам кое-что покажу...» Я вышел, показал ей следы на снегу и рассказал, что со мною было.
Только в этот момент я догадался сделать фотографию этих следов».
Я был глубоко тронут этим искренним и взволнованным рассказом Александра. Я зримо представил все, что он рассказал.
Я только спросил, почему Александр решил, что это была именно блаженная Матрона Босоножка?
Он ответил, что об этом тогда вообще не думал, кто она. Дома рассказал дочери Лизе: «Представляешь, видел женщину...» Показал фотографию следов. «Папа, - говорит, - это Ксения Петербургская» - «Лиза, - говорю ей, - Ксения не ходила в белых одеждах... Я наверное 15-ть икон Ксении написал. Это точно не Ксения».
На другой день Александр ездил в часовню Скорбящей Богоматери на могилку блаженной Матроны Босоножки. Во время молитвы, глядя на ее фотографию на кресте, он вдруг понял, что это была именно она - блаженная Матрона. Он очень хорошо знает и любит это место, приезжает помолиться сюда. C детьми с Лизой и Колей не раз бывал на Крещение, купались тут в проруби на Неве.
«Как только я узнал Матронушку, тут же позвонил оттуда жене: «Натуля, это та женщина. Это была она - Матрона Босоножка!»
В продолжение всего рассказа Александра у меня был внутренний вопрос: видения и откровения посылаются с каким-то смыслом как для самого этого человека, так и для других людей. Но во всем этом рассказе, мне как раз и не хватало этого самого смысла? Зачем явилась эта женщина в белом Матрона Босоножка именно Александру? Что она хотела этим сказать всем нам?
Я тоже спросил его об этом и он рассказал мне интересную историю, которая прояснила смысл видения.
«Лет 8-10 назад, сейчас даже точно не могу могу сказать, ко мне в храме святого Великомученика Георгия Победоносца на проспекте Славы подошла одна старушка и попросила меня написать икону блаженной Матроны Босоножки. Я работал тогда в мастерской Александро-Невской лавры. Работы было много. А она ходит за мной: напишите мне икону Матроны Босоножки. Я ей говорю: «Как я вам могу написать ее икону? Она же не канонизирована!» А она не отстает: «Нет, напишите, я вам деньги заплачу».
Она меня так сильно просила, дня три или четыре звонила: «Александр, напиши мне Матронушку Босоножку...»
Она мне кучу ее фотографий приносила. Я не выдержал и говорю ей: «Ну ладно, давайте я Вам напишу ее без нимба».
А она стоит на своем: «Нет, - говорит, - надо с нимбом, только с нимбом. Она же святая!»
Я ей все-таки отказал: «Не могу с нимбом писать»
Она на меня сильно обиделась. А через какое-то время я узнал, что эта старушка умерла.
Потом я эту историю подзабыл. А сейчас вспомнил. Наверно, остался у меня должок перед блаженной Матронушкой и она сама мне напомнила о нем.
Я сказал в ответ иконописцу Александру, что наверное блаженная Матрона всем нам напомнила о своей святости и своей молитве за Петербурге, оставив эти удивительные следы на снегу на Волковом кладбище у алтаря храма св.Иова Многострадального. Почему именно у этого храма? Может быть она в нем бывала и молилась при жизни? Может быть потому что этот храм связан своим посвящением с именем Государя Императора Николая Александровича, в царствование которого блаженная Матрона жила и преставилась.
Видимо, пришла уже пора писать Матрону Босоножку с нимбом, то есть прославлять. Вот и восстановление храма Скорбященского у ее могилы подходит к завершению.
Александр в завершение спросил: «Батюшка, только не могу понять, почему все-таки осталось три следа?»
«В чудесном видении всегда есть что-то необъяснимое. Могу только предположить, что богословски это может означать прославление Пресвятой Троицы, подобно трем рукам у Божией Матери «Троеручицы». Чисто практически третий след может свидетельствовать о том, что Матрона сделал один шаг по земле, а остальные были уже по небу...»
В заключение могу только засвидетельствовать, что постарался как можно точнее передать рассказ иконописца Александра Большакова, ничего не прибавляя от себя.
Разве что только прибавлю его фотографию следов на снегу и свое стихотворение, написанное к юбилею блаженной Матроны в 2016 году. Никогда не думал, что у этого стихотворения может появиться иллюстрация в виде документального снимка:
Следы на снегу
Еще не слышно утреннего звона,
Еще мосты не сводят на реке, -
Куда идет, блаженная Матрона,
По Петербургу с посохом в руке?
Торопится за Невские ворота,
Забыв себя, спешит сквозь день и ночь,
Как будто ищет близкого кого-то,
Чтобы затерянной душе помочь.
Босыми, необутыми ногами
Она придет избавить от беды.
На улицах, засыпанных снегами,
Видны блаженной свежие следы.
Где б ни была, но поступью скользящей -
Всегда приходишь в свой желанный дом
К Родимой Богородице Скорбящей,
Чтоб до рассвета вновь молиться в нем!
Припев для песни:
Чьи следы, на снегу
У двери у окошка?
«Я тебе помогу», -
Говорит Босоножка.