17 августа в Пюхтицах торжественно праздновалось 80-летие со дня рождения
игумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Я сподобился участвовать в этом празднике и принести поздравления от прихожан нашего храма и многих почитателей из Санкт-Петербурга. Это торжество стало не только личным праздником игумении Варвары, но, я бы сказал, праздником всего женского монашества современной России.
Достаточно сказать, что на этот праздник приехало около 15 игумений из разных монастырей России, которые начинали свой путь в Пюхтицкой обители или являются духовными чадами матушки Варвары. Игумения Варвара в слове на празднике сказала своим духовным чадам: «Вы все являетесь моими птичками, а Пюхтицы - ваше гнездо». И действительно, в последние десятилетия Пюхтицкий монастырь стал рассадником возрождения современных женских монастырей в России.
Глядя на то, как рядом с матушкой Варварой строем стояли игумении - некоторые уже в летах, некоторые помоложе, с наперсными крестами на груди, я невольно вспомнил одну статью, посвященную игумении Таисии Лейшинской, написанную еще до революции сразу после ее кончины, в которой было сказано, что в начале ХХ века не было ни одного женского монастыря в России, в создании которого не принимала бы участия игумения Таисия Леушинская. И поэтому возникло особое определение матушки Таисии как «игумении всея Руси». Я подумал, что игумения Варвара в наше время также может быть названа «игуменией всея Руси», ибо она, по сути, окормляет многих своих духовных дочерей, игумений, настоятельниц, возродительниц современных обителей. И в этом смысле я бы назвал игумению Варвару продолжательницей игумении Таисии Леушинской.
Не случайным представляется тот факт, что матушка Варвара один из начальных толчков к монашеской жизни получила через родную племянницу игумении Таисии. Она сама как-то рассказывала, что, когда еще была молодой девушкой и жила в городе Луге, пела в местном храме на клиросе, и однажды к ней подошла клирошанка церковного хора Надежда Ивановна Окунева и спросила молодую девушку: «А вы не слышали никогда имени игумении Таисии?». Молодая девушка Валентина ответила, что не слышала. Тогда Надежда Ивановна дала ей книгу «Записки игумении Таисии» и сказала, чтобы она прочитала эту книгу, добавив, что она сама - родная племянница матушки Таисии. Чтение этой автобиографической книги игумении Таисии произвело глубокое впечатление на девушку и заронило в ее душе мысли об иноческом пути. И матушка Варвара рассказывала, что «Записки Таисии» стали для нее на всю жизнь настольной книгой. Она их читает каждый день и часто вспоминает матушку Таисию. Отчасти поэтому матушка Варвара уделяет такое внимание нашеиу Леушинскому подворью, всегда с радостью встречает паломников с подворья. Я почел своим долгом принести поздравления от Леушино, от нашего храма, созданного игуменией Таисией, матушке Варваре.
На торжество приехало пять архиереев. Службу возглавлял митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, ему сослужили архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Зарайский Меркурий, епископ Петергофский Маркелл, епископ Нарвский Лазарь. Около тридцати священников сослужило на праздничном богослужении.
По завершении Литургии владыка Феогност зачитал поздравление от патриарха Кирилла, а также вручил патриаршую награду пюхтицкой настоятельнице - орден прп.Евфросинии Московской.
Невольно думалось, что Пюхтицы - это школа современного русского женского монашества. Можно говорить об особом явлении в наше время - о пюхтицкой Фиваиде, о распространении опыта этой обители на многие другие новооткрываемые монастыри. Это и Иоанновский монастырь в Петербурге, и Пюхтицкое подворье в Москве, многие другие монастыри в Москве, Костроме. География русских женских монастырей в этот день в Пюхтицах была представлена в конкретных лицах. Нужно сказать, что келейницы Патриарха Алексия в его резиденции как в Чистом переулке в Москве, так и в Переделкино, - были все пюхтицкими монахинями. Еще нужно упомянуть, что Русский женский монастырь в Святой Земле возглавляет пюхтицкая «уроженка» игумения Георгия, которая также приехала из Иерусалима поздравить свою духовную сестру.
Мы от Леушинского подворья преподнесли матушке Варваре образ преподобного Серафима Вырицкого, выполненный из янтаря. Матушка знала и лично благословлялась у преподобного Серафима. И тот благословил ее великой просфорой в знамение ее великого будущего служения. Впоследствии в Пюхтицкий монастырь была передана личная скуфейка святого Серафима Вырицкого, которая является одной из святынь монастыря.
Матушка Варвара с радостью приняла наш дар от Леушинского подворья, была растрогана да слез тем, что в день ее рождения в обитель пришел образ одного из ее духовных отцов.
Хотя матушка Варвара чувствует немощь своих лет, ходит с трудом, с помощью сестер, тем не менее она не теряет духовной бодрости. В эти дни она сияла праздничной радостью, всех убодряла и укрепляла. Когда ей желали дожить до ста лет, она шутила: «Почему так мало? Может, я хочу жить до трехсот, до пятисот лет». Я думаю, что в этих словах можно услышать пророчество, что матушка Варвара не будет забыта ни через триста, ни через пятьсот лет, ибо благодаря ее трудам и подвигам в Церкви Христовой возродилось новое женское монашества в России.
You can watch this video on www.livejournal.com
см. Пюхтицкий фотоальбом:
Еще фотографии