![](https://ruskline.ru/images/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0.jpg)
![](https://ruskline.ru/images/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B/%D0%91%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B9.jpg)
![](https://ruskline.ru/images/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B5.jpg)
День почитания иконы Божией Матери «Геронтисса» ("Старица") можно было бы объявить Днём русских матушек и стариц
Александр Тимофеев Протоиерей Геннадий Беловолов
16.12.2019 778
https://ruskline.ru/news_rl/2019/12/16/russkie_staricy_i_zapadnye_staruhi «Вчера, 8 декабря, посетил и причастил двух 90-летних стариц нашего прихода в Заборье - Нину Николаевну Шкатулёнкову и р.Б.Лидию Ивановну. Нине Николаевне 19 декабря исполняется 90 лет. А Лидии 90 лет исполнится 20 марта следующего года.
Нина Николаевна одна из самых уважаемых жительниц села. Родилась на Вологодчине, но всю жизнь прожила в Заборье, работала учительницей. Многих нынешних пенсионеров она помнит еще школьниками и школьницами. Всегда была верующей и никогда не скрывала своей веры. Была одной первых, кто поддержал меня в идее строительства храма в Заборье. Икону св.Нины в храме я заказал в знак уважения к Нине Николаевне. У нее умерли муж и сын. Живет одна. Ей помогает женщина из села, а также у нее часто бывают прихожане храма. Много читает. Самая зачитанная книга у нее - молитвослов. Скорбит, что в храм уже не может выйти из дома.
Лидия Ивановна родилась в Костромской земле, недалеко от родины Матроны Босоножки. Она лежачая больная, живет с дочерью Людмилой, которая терпеливо ухаживает за матерью. Сколько раз причащал ее, никогда не видел унывающей. На светлом лице всегда играет бодрость, а в глазах светит свет. Сегодня она мне сообщила, что ей во сне ее духовная сестра сказала молиться за весь мир.
Вот такие молитвенницы живут в селе Заборье. От таких людей веет духовной чистотой. Общение с такими подвижницами укрепляет в вере и учит терпению. Верю, что молитвами таких простых русских стариц стоит крещеный мир», - пишет на своей странице в ВКонтакте петербургский священник, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов.
В интервью заместителю главного редактора «Русской народной линии» Александру Тимофееву батюшка развил свои мысли о сущности русской старости.
Глядя на выставленные на Вашей странице в ВКонтакте фотографии стариц Вашего прихода, я ловлю себя на мысли, что в русской глубинке до сих пор уважается старость, там не разучились достойно и красиво стареть, даже в условиях нищеты, стесненных обстоятельств, а порой и безнадежности. Русские женщины стареют особенно красиво. В старости в женском лике проявляется Божественное свечение: как будто Господь через стариц приоткрывает для нас, живущих на земле, завесу, показывая кусочек Царствия Небесного, куда мы стремимся перейти после смерти. Такое чувство, что русские старицы одной ногой не в могиле, а на том свете. И мы является очевидцами их перехода в Жизнь вечную. Некоторых западных старух невозможно назвать бабушками, бабулями и бабусями. С возрастом многие из них обезображиваются. Ярчайший пример - Брижит Бардо, некогда первая красавица во Франции, выродившаяся в злобную, безобразную старуху. В чем же заключено сущностное отличие наших русских бабушек от западных старух?
На Руси была особая культура старости, которая в каких-то формах сохраняется и сейчас. Взять хотя бы самый простой пример: ко всем старшим людям, включая и родителей, у нас обращаются только «на Вы».
Слово «старый» было сугубо положительным и уважительным определением человека. Оно обозначало не только возраст, но и опыт, крепость, духовную силу. Обратите внимание, что в русских былинах Илья Муромец именуется «старым казаком». Понятно, что речь идет о его опыте и надежности: не молодой лихой казак - а старый, опытный, настоящий. Как говорили в пословицах, «старый конь борозды не испортит». Есть версия, что этимология слова «старый» восходит к той же основе, что и глагол «стать», то есть «старый» буквально означает «ставший», «состоявшийся», «настоящий».
Я священник дальнего сельского прихода. Мои прихожане - это в большинстве пожилые люди, да к тому же еще и женщины. Если село небольшое, храм по факту превращается в стардом. Молодых нет не только в храме, но и вообще в селе.
Конечно, на селе у пожилого человека много проблем. Не секрет, что пожилые люди часто доживают свою старость в бедности и одиночестве. У кого-то единственный сын или дочь умер раньше родителей, у кого-то уехал в город, да и подзабыл о родителях. Можете представить, как трудно пожилому человеку тянуть на себе свое маленькое сельское хозяйство, без которого не прожить. На селе отдыхать даже на пенсии не приходится.
И при всем при этом русская женщина не теряет своего достоинства. Общаясь на приходе с пожилыми людьми, я открыл для себя красоту русской старости. Русская старость отличается какой-то особенной удивительной духовной красотой. Это старость духовной зрелости и полноты, время итогов жизни, золотая осень человека. Я не мог не покориться красоте своих пожилых прихожанок, не полюбить их. Жду каждой службы, чтобы повидать их, помолиться и пообщаться с ними. Я многому учусь у них, любуюсь ими и восторгаюсь их мужеством, мудростью, терпением и трудолюбием.
Есть красота молодости, а есть особая красота старости, может быть, не всегда понятная молодому человеку.
Я задаюсь вопросом: как удается русским женщинам сохранить свою духовную красоту? Почему эта красота в старости приобретает новое измерение и становится еще более глубокой?
Конечно, мне приходится видеть и другую старость. Часто люди, прожившие всю жизнь для себя, заканчивают жизнь опустошенными. Пустота, как черная дыра, на месте души, пугает и отталкивает. Такая старость становится медленным дряхлением и умиранием.
Но русская женщина, воспетая поэтами, не теряет своей «внутренней силы печать», как писал Некрасов в известном стихотворении. Эту загадку, думаю, невозможно до конца отгадывать, потому что в ней есть что-то не от мира сего. Ключевое слово здесь - вера. Для меня ясно, что красота русской женщины в старости объясняется именно ее крепкой верой. С прибавлением лет в русской женщине умножается вера. С возрастом русская женщина все более живет для Бога, посвящая себя в конце концов всецело Ему. Эта Вера подсвечивает изнутри ее лик. У русской верующей женщины я не видел страха смерти, который наводит ужас и панику на людей далеких от веры. Она не теряется перед ликом смерти и сохраняет ясное сознание до последней минуты жизни.
Для обозначения пожилых женщин на Руси существовало особое слово - «старица». Такие старицы были носительницами особых даров мудрости, живым образом веры и терпения в несении своего креста. Они были наставницами в своих семьях, «старчествовали» по отношению к своим домочадцам.
У нас сейчас активно навязывается новый стандарт старости как бесконечно длящейся молодости. Для этого работает целая индустрия омоложения - косметика, всевозможные фейслифтинги (подтяжки лица), блефаропластика (корректировка разрезов глаз). Таких молодящихся старух мы постоянно видим на экранах. Этот идеал старости в миниюбке пришел к нам с запада с глянцевых обложек журналов. Такое ощущение, что эти пустые красавицы «бессмертны», что они не собираются умирать. Многих западных старух язык не поворачивается назвать бабушками. С возрастом у многих из них обезображиваются лица. Посмотрите на фотографии знаменитых европейских красавиц в старости, на что они стали похожи - Брижит Бардо, Мерлин Марло, Софи Лорен с их пустыми лицами, в которых трудно рассмотреть духовное содержание. Они могут быть скорее иллюстрациями к пушкинскому образу старухи у разбитого корыта.
Невольно напрашивается сравнение западной старухи и русской старицы. Западная женщина в старости напоминает засохший цветок гербария, в котором нет уже никакой жизни. А в русской женщине этот цветок продолжает жить и расцветает по-новому! Слово «пожилой» не совсем подходит к ним. «Пожилой человек» - это тот, кто уже пожил на белом свете, и уже прожил свою жизнь. В нем нет надежды и перспективы. На Руси старость была не спуском, а восхождением, она открывала новую перспективу вечности. Внешне может казаться, что русская русская женщина одной ногой стоит в могиле, а на самом деле она переступает порог Царства Небесного. Поэтому, действительно, русские женщины стареют как-то по-особенному - красиво. В их лике с годами проявляется Божественное свечение: как будто Господь через них приоткрывает нам завесу Царствия Небесного.
Почитание стариц - это глубокий архетип нашего сознания.
Хотелось бы вспомнить о почитании родителей в Церкви, запечатленном в прославлении родителей великих русских святых: прп.Кирилла и Марии у Сергия Радонежского, Сергия и Варвары у Александра Свирского.
Примером почитания своей матери как наставницы и старицы является Всероссйиский пастырь св.Иоанн Кронштадтский. Он обращался к своей маме не иначе, как «Маменька, святыня моя». В его дневниках запечатлено много высоких слов о матери. Я как-то сделал подборку этих высказываний и получился просто акафист матери.
Эта традиция пронизывает всю русскую культуру и поэзию. Вспомним Сергей Есенин:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
А Александр Сергеевич Пушкин, для которого его няня Арина Родионовна была народной старицей, открывшей ему душу народа. Неизвестно еще, какой была бы поэзия Пушкина без влияния Арины Родионовны.
Совершенно неслучайно в ХХ веке было столько почитаемых в народе блаженных стариц, многие из которых уже прославлены в лике святых. В России почти каждый регион имеет своих чтимых стариц, начиная от двух столичных Матрон - блаженной Матроны Московской и петербургской Матроны Босоножки, и продолжая многими старицами по всей Руси: Любовь и Пелагия Рязанские, Матрона Анемнясевская, Мария Самарская, Марфа Царицинская (Волгоградская), Анастасия Владикавказская, Фессалоникия Ипатовская, Любушка Сусанинская и многие другие. Православный народ питает к ним особую любовь, превосходящую порой почитание новомучеников или святителей. В этом легко убедиться, достаточно посмотреть на очередь к мощам Матроны Московской.
Но за старицами у нас не нужно далеко ходить. Практически на каждом приходе есть такие блаженные подвижницы, которые несмотря на возраст несут свой ежедневный подвиг в храме.
Слава Богу, я имею возможность на сельском приходе общаться с такими старицами, исповедовать и причащать их. До недавнего времени у нас на приходе в Сомино жила настоящая блаженная старица Мария Соминская, более 30 лет помогавшая на службе в алтаре.
На нашем сельском приходе в поселке Заборье живут две старицы Нина Николаевна и Лидия Ивановна, которые готовятся к встрече своего 90-летнего юбилея. Так получилось, что я в прошлое воскресенье в один день причащал их на дому Святых Тайн, при этом сам сподобился «причаститься» их благодатью. В беседе Лидия Ивановна неожиданно на мой вопрос о молитве ответила, что она молится за весь мир. Она рассказала, что ей во сне приснилась одна умершая знакомая и просила молиться за весь мир, чтобы Господь помиловал всех людей. Немощная старица молится за весь мир, несет такой свой тихий подвиг, будучи прикована болезнью к кровати. И это потребность ее души, ощущение своего места в этом мире.
Такие молитвенницы являются хранительницами духа Святой Руси.
Их опыт веры, молитвы, житейского терпения, несения креста страданий нужно воспринять и запечатлеть в церковной жизни. Если спросить наших современников: откуда у Вас вера? - большинство ответит: бабушка научила. Зернышко веры в наши души было брошено именно нашими старицами-бабушками. Хочу в связи с этим помянуть и мою родную бабушку Марфу Тихоновну. По количеству обращенных наши бабушки вполне могут быть удостоены наименования равноапостольными старицами.
Опыт наших матушек-стариц заслуживают особого внимания и почитания. В связи с этим, я думаю, имело бы смысл установить особый день - День русских матушек. Слово «матушка» - одно из самых знаковых русских слов. Это и мать, и супруга, и монахиня, и старица. День матушки мог бы стать хорошей альтернативой или дополнением «Дню пожилых людей». Ему обрадуются не только жены священников, но и все русские женщины. Ведь их бы назвали не просто «женщина», «дамочка» или «гражданочка», а «матушка».
В какой день можно было бы установить этот праздник? Может быть, в день праздника иконы Божией Матери «Геронтисса», что означает - «старица». Матерь Божия, названная «Старицей», являет свое покровительство всем пожилым людям, всем пенсионерам. Церковь этим праздником может показать, что она помнит о нуждах пожилых людей и отреагировать таким образом на социальную проблематику нашего времени.
Икона Божией Матери "Старица" («Геронтисса») празднуется дважды в год - 15 декабря и 17 апреля по новому стилю. 15 декабря весьма удобный день для празднования наших матушек-стариц! В церкви уже есть неформальные праздники: «женский день» - в Неделю мироносиц, «день защитника Отечества» - на Георгия Победоносца.
Пусть же будет и христианский аналог «дня пожилых людей» - на праздник Божией Матери «Старицы-Геронтиссы». У нас была бы замечательная возможность поздравить наших прекрасных приходских стариц с их праздником.