РИА Новости сообщили о появлении в Европе новой коммерческой услуге "друзья напрокат", которая становится все более популярной среди европейцев. Социологи уверены, что подобная форма общения очень востребована в современном обществе. Заказать услугу можно через Интернет. Чтобы вступить в общество друзей напрокат, надо пройти контроль, одним из главных критериев которого является присутствие у арендатора исключительно дружеских чувств. Вступив в общество, человек получает возможность найти в короткий срок объективных, приятных, лишенных зависти друзей, которые за 60 долларов в час никогда не откажут вам в походе по магазинам и всегда будут готовы предоставить свою "жилетку". Подобный вид услуг уже давно доступен москвичам. По мнению независимых экспертов, данная услуга соответствует духу времени.
С одной стороны, для меня это неожиданная информация, но, с другой стороны, в обществе, которое провозглашает основой жизни рыночные отношения, наверное, следовало бы ожидать чего-то подобного. Когда нам говорили, что в рыночном обществе все продается, то мы не представляли, что продается действительно все. Все-таки оставалась надежда, что есть какие-то вещи из области духовной жизни человека, которые не подлежат продаже. Но рыночные отношения, как оказалось, исключений не знают.
Они коснулись даже такого понятия как дружба, которая по своей природе предполагает духовное родство, безкорыстие и жертвенность. В основе дружбы лежит именно понятие жертвенности. Наверно, каждый из нас назовет другом лишь того, кто готов пожертвовать чем-то ради нас, в ком мы уверены, что другой человек может пожертвовать временем, силами, средствами ради нас, и соответственно того, ради которого он готов пожертвовать всем этим. Здесь же получается все с точностью до наоборот: «друг» - это тот, кто не жертвует, а приобретает, зарабатывая на дружбе.
Сам Господь называет нас Своими друзьями: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего." (Ин. 15: 14-15). Поэтому в христианском понимании дружба является понятием сакральным. Она стоит в одном ряду таких понятий как верность и любовь. В дружбе другой становится другом и таким образом преодолевается «ненавистная рознь мир сего». В мире меркантильных отношений тем больше чувствуется потребность в настоящей дружбе. Господь не только назвал друзьями, но и явил Собой пример такой жертвенной дружбы. Пожертвовав ради нас Своею жизнию на Кресте, Он не требует от нас ничего в замен кроме верности Себе. Церковь прославляет дружбу в святых двоицах угодников Божиих: свв. мучеников Косьмы и Дамиана, мчч. Сергия и Вакха, мчч. Флора и Лавра, равноап. Кирилла и Мефодия, Антония и Феодосия Киево-Печерских, преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Эти традиции христианской дружбы издавна хранились на Святой Руси и были воспеты нашими классиками. Николай Васильевич Гоголь оставил безсмертную формулу дружбы: «Нет уз святее товарищества».
Когда же узнаешь, что дружба ныне может продаваться, что она имеет определенную стоимость - 60 долларов в час, что дружба - это всего лишь услуга, которая носит коммерческий характер, и, стало быть, друга можно купить, а может даже сдать в аренду, и вообще осуществлять с ним весь набор рыночных отношений, то, честно говоря, возникает чувство, что в этом мире действительно происходят какие-то страшные процессы утраты человеком основ своего бытия. На наших глазах подрывается один из устоев человеческого бытия, без которых жизнь человека на земле невозможна.
Это явление ставит глубокие вопросы. Почему человек не может, выражаясь рыночным языком, бесплатно найти друга? Почему в мире не стало друзей? Почему их надо покупать, заказывать? Наверное, это говорит о том, что мы утрачиваем свойство дружбы, основанной на жертвенности. Дружба становится понятием редким, дефицитным в нашем мире, если брать слова из рыночной терминологии. Может, мы забыли о том, что Господь призывает нас быть Его друзьями? Ведь наше отношение к Богу тоже потребительское и даже рыночное. От Бога только ждут чего-то. Мне запомнилось признание одного человека, изменившему Христианству, который на вопрос, почему он перестал быть христианином, сказал, что он у Бога многое просил, но Господь ему не давал, поэтому он отказался от Бога. В этом примере отношения человека с Богом представляются как отношения клиента и некоей фирмы по оказанию услуг.
Приходится говорить о кризисе духовных основ нашего бытия. Сейчас много говорится об экономическом кризисе, но мало кто задумывается над тем, а не является ли экономический кризис проявлением духовного, бытийного кризиса. Первенство экономики во всем и вся - мстит, предъявляет свои счета за комфорт. За экономическое чудо Европе приходится расплачиваться полным духовным банкротством. Поэтому, используя экономические термины, приходится говорить о духовном банкротстве современной цивилизации. И хотя мы стремимся попасть в Европу, тем не менее, слава Богу, в России благодаря нашей «отсталости» сохраняются драгоценные вещи, которые у нас пока нельзя купить и продать, хотя дефицит на них мы, конечно, тоже ощущаем. Дружба людей должна начинаться с дружбы с Богом, именно как жертвенного служения Богу и как жертвенного послушания Богу. Тогда человек вообще поймет, что значит дружить с другим человеком, тогда это дружба объединит нас с Богом и друг с другом. Мы, христиане, должны не забывать, что мы, будучи братьями и сестрами, является также еще и друзьями друг друга.
http://ruskline.ru/news_rl/2010/8/04/yavlyaetsya_li_druzhba_tovarom/