ПОЭЗИЯ КАК МОЛИТВЕННОЕ ДЕЛАНИЕ. Размышления о поэзии игумении Таисии

Jan 16, 2018 00:42



(Из книги"Духовные стихотворения", автор Игумения Таисия Леушинская,изд. "Леушинское подворье" СПБ, 2005 г.)

Поэзия как род словесности чаще всего "изящно" воспевает человеческие страсти, о чем писал святитель Игнатий: "Талант человеческий во всей своей силе и несчастной красоте развился в изображении зла..." Верующей душе трудно бывает найти в таких стихах что-либо насущное и полезное для себя. Но милость Божия, есть и другая поэзия, о которой также писал святитель Игнатий: "Истинный талант, познав, что Существенно-Изящное один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума Евангельский образ мыслей, а для сердца Евангельские ощущения..." Такая поэзия рождается из глубины сердца, очищенного от страстей и возлюбившего “всей крепостию” Бога, и от избытка сердца возглашает глаголы, в которых нет лжи. В ней слово "вдохновение" имеет свой первоначальный и единственный смысл - духновение свыше, дыхание Духа Святого. Такая поэзия является из благодатной молитвы, как ее свет, отражаемый в образах этого мира.

К числу подобного рода стихов относятся произведения блаженной старицы Великой Игумении Таисии Леушинской (1842 - 1915). Это была удивительная подвижница своего времени. Святой Иоанн Кронштадтский, ее духовный отец, в письмах называл ее “неоцененная Матушка Игумения Таисия”. Слово “неоцененный”, как известно, имеет два смысла: во-первых - это тот, которого невозможно переоценить, т.е. бесценный, во-вторых - это тот, которого не оценили, не заметили. Слово о.Иоанна оказалось точным в обоих смыслах: деяния и подвиги матушки Таисии действительно невозможно переоценить, в то же время ее имя оказалась почти совершенно забытым вне церковной ограды. Будучи учредительницей и настоятельницей одного из самых больших женских монастырей России - Леушинского, Игумения Таисия, кроме того, основала или возродила еще 10 монастырей и скитов: Сурский Иоанно-Богословский на родине о.Иоанна Кронштадтского с Троицким скитом, его подворье в Петербурге - впоследствии Иоанновский монастырь, Вауловский скит в Ярославской губернии, Воронцовский монастырь на Псковщине, два скита Леушинского монастыря Успенский и Иоанно-Богословский (известный как скит “Крестик”), Парфеновская пустынь; возродила несколько древних монастырей, самый известный из которых Ферапонтов с фресками Дионисия, также Антониев-Черноезерский. Несмотря на бремя хозяйственных забот, Игумения никогда не забывала “единое на потребу”, всегда оставаясь подвижницей внутреннего делания, о чем свидетельствуют ее многоопытные аскетические “Письма новоначальной инокине”.

Игумения была глубоким богословом. В своей книге о св. Апостоле Иоанне Богослове, она решает сложные вероучительные вопросы. Наделенная незаурядным литературным даром, матушка Таисия составила замечательное “Жизнеописание Христа ради юродивой блаженной Евдокии”. Памятником духовного чадства и духовной дружбы с о.Иоанном Кронштадтским стали ее “Беседы” с Дорогим Батюшкой, без которых сейчас невозможно представить русскую духовную литературу. Эта духовная дружба запечатлена в “Письмах о.Иоанна Кронштадтского к Игумении Таисии” и в ее сочинении “Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь”.

Игумения Таисия отдала много сил педагогической деятельности, основав при Леушинском монастыре две школы: церковно-приходскую и церковно-учительскую.
Даже краткое перечисление деяний Игумении Таисии может вызвать удивленный вопрос, как было возможно одному человеку все сие совершить и совместить столь многоразличные труды и подвиги. Вся жизнь Великой Праведницы Блаженной Старицы Дорогой Матушки Игумении Таисии была неусыпающей Похвалой Христу Спасителю и Его Пречистой Матери.

Но помимо множества дарований Игумения Таисия обладала еще одним: уникальным поэтическим талантом, который не сокрыла в земле, оставив богатое поэтическое наследие. Ее стихи можно было встретить в самых разных периодических изданиях (в т.ч. в изданиях Св.Горы Афон). На ее стихи композиторы писали музыку (Аренский, Гольтинсон). Собранные воедино, они составили отдельную книгу “Духовные стихотворения”. Духовные стихи Матушки Таисии весьма высоко ценил о.Иоанн Кронштадтский, считая ее талант данным от Бога. Матушка Таисия имела обыкновение посылать отцу Иоанну новые стихи еще в рукописи до публикации - на благословение. На одно из таких стихотворений, посланных к Рождеству Христову в 1898 г., Батюшка отозвался: “Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь”. Многие современники считали ее “внучкой Пушкина”. Даже о.Иоанн Кронштадтский в переписке как-то назвал ее этим “титулом”. Хотя в действительности она была лишь представительницей одной из ветвей этого рода. Ее мать московская дворянка Виктория Дмитриевна Солопова происходила из рода Пушкиных. Но по силе поэтического дарования, по традиции пушкинского стиха, которой она следовала, ее действительно можно назвать “внучкой” великого русского поэта.

Поэтическое творчество игумении Таисии необычайно многообразно: здесь и яркие пейзажные зарисовки, и глубокие философские размышления, и лирические строфы, передающие боль скорбящего сердца, и сюжетные поэтические повествования, и большие эпические формы поэзии. Даже при некоторых технических шероховатостях, стихи Таисии отмечены удивительным совершенством формы, живой свежестью слова, неподдельным благодатным вдохновением. Во всех ее произведениях - от четырехстиший до поэм - поражает непридуманная простота, небесная ясность и родниковая чистота, и в то же время неотмирная глубина чувств и аскетическая точность образов, исключающие стихию душевности, столь часто составляющую главное содержание светской поэзии.

Поэтическое творчество Игумения никогда не отделяла от духовных трудов, поэтому поэзия была для нее также своего рода духовным деланием. Главное в стихах Игумении Таисии открывается, когда помнишь, что они написаны рукою, более навыкшей держать четки, нежели перо, и видишь за строками и рифмами теплящийся огонек лампадки в уединенной иноческой келье. Стихи никогда не были главным делом написавшей их, они лишь запечатлели главное в духовной жизни инокини, - а не поэтессы. Читая их, мы становимся свидетелями благодатных переживаний и сокровенных созерцаний боголюбивой подвижницы и молитвенницы. И силой ее благодатного слова они усваиваются и нашей душе, и мы вместе с нею переживаем “дорогие минуты” сердечной тишины, душевной ясности и светлой радости.

Поэзию Игумении Таисии можно определить словом святителя-затворника Феофана (сказанному о духовных песнопениях) - как "духодвижную". Рожденная сама от духа, она рождает и в нашей душе движение к Духу, которым всяка душа живится".

Стихи матушки Таисии - уникальный духовный дневник инокини, запечатлевший ее опыт богообщения. Название сборника “Духовные стихотворения” обозначает не столько тематику, сколько внутреннее качество стихов. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь. Это сокровенная “жизнь во Христе” благодатной старицы Божией, запечатленная в стихах, выраженная на доступном нам языке поэзии.

Все это невольно заставляет в благоговейном молчании внимать таинственному горнему эху, еще долго звучащему в душе после того, как прочитана последняя строка…

игумения Таисия, стихи

Previous post Next post
Up