Вертеп - уникальная икона Рождества Христова. Она представляет собой пространственный образ, застывшую сцену, в которой максимально живоподобно воспроизводится рождение Спасителя с имитацией пещеры, животных, яслей и сена.
Каноническая икона изображает прежде всего духовный смысл события через символический язык иконописи. Вертеп же стремится максимально фактурно и "документально" засвидетельствовать факт и обстоятельства рождения Спасителя. Характерно, что вертепы часто выносятся за пределы храма и устанавливаются к церковной ограде, а то и за ее пределами. В своем стремлении воплотить Рождество вертепы сами ожили и стали в средние века в Европе особым представлением, кукольным театром, который вышел за пределы храма и отправился путешествовать по городам и весям. В 18-19 вв эта традиция через Польшу и Малороссию, где вертеп называют "батлейка", пришла в Великороссию и стала любимым народным зрелищем, частью рождественской культуры, выполняя, как сейчас бы мы сказали, катихизаторскую и миссионерскую роль.
Давно мечтал увидеть настоящее вертепное действо.
Но традиция вертепов в советское время была уничтожена (по сути подменена разными новогодними представлениями с Дедом Морозом и Снегурочкой). Но в последнее время находятся подвижники, которые возрождают русские традиции, в том числе и традицию вертепных действ.
В этом году моя мечта наконец-то сбылась, причем я увидел сразу целых три вертепа.
Прошлым летом я познакомился с замечательным подвижником русской культуры Галиной Владимировной Емельяновой - ведущим этнохореографом страны, у которой многолетний опыт изучения традиционных народных праздников, более 30 лет фольклорных экспедиций, кстати, она бывала раньше с этой целью и в Сомино. Летом она приезжала с своим коллективом к нам на ярмарку, украсив Соминскую ярмарку народным праздником.
Зимой на Святки к нам приехали ее ученики Данила Новиков, Наталья Ильина, а также две семьи Ивана и Натальи Граве и Владимира и Алины Матросовых. Они привезли с собой русские инструменты - гармошку, балалайку, волынку, а самое главное - вертеп и показали на всех моих приходах фольклорные рождественские праздники, центром которых стал показ вертепа.
Первый вертеп состоялся в Заборье. Он был показан прямо в приходском трапезном доме. С Домом культуры здесь проблемы. Глава администрации равнодушна к этой теме и в храме не появляется. Но зато получилось в тесноте, но не в обиде. На праздник пришло около 15 детей (взрослых не считаю). И он был совмещен с трапезой, получилось приятное с полезным. После первого и второго на десерт с чаем был показан вертеп. Получилось тепло и по-домашнему. Перед вертепом я провел викторину, вспомнили с детьми подробности Рождества, получили подарки ,а подом погрузились в пещное действо. Мне показалось, что дети смотрели с большим вниманием, несмотря на церковно-славянизмы и необычную стилистику. Полчаса действа пролетели как 5 минут.
Второй вертеп в тот же день был в Подброьве.
Здесь благодаря хорошим отношениям и сотрудничеству с директором местного Дома культуры Татьяной Юрьевной Пашичевой вертеп был показан в зале ДК. Здесь собралось уже почти полсотни детей. Я такого эффекта не ожидал. Они сидели в центре - в партере, а взрослые вдоль стен - на галерке.
Перед вертепом был показан рождественский спектакль, который приготовила с детьми Татьяной Юрьевной. В основе сюжета история о любимой дочери и нелюбимой падчерице ,который в Рождественскую ночь выпадают испытания. Нужно отметить, что сценарий и текст спектакля она составила сама, а в его редактуре приняла участие Ольга Матвеева-Осницкая из Устюжны. Можно говорить, что у нас появляется собственная местная драматургия, вполне достойная публикации. Спектакль получился ярким, интересным и увлекательным. Многие дети показали запоминающиеся актерские работы. Я даже боялся, что этот спектакль затмит вертеп.
Но они только помогли друг другу. В большом зале вертеп смотрелся более театрально и торжественно. Дети следили за представлением, затаив дыхание.
Ну а после было награждение актеров и маленьких зрителей. Хватило тютелька-в-тютельку.
Хочу поблагодарить Татьяну Юрьевну за энтузиазм и подвижничество. Если вспомнить, что она за все новогодние и рождественские праздники провела 8 мероприятий, можно сказать работала без выходных.
Ну а третий вертеп был в Сомино в день Рождества, а если точнее сказать в ночь после ночной службы в Музее Русской Избы. Здесь вертеп смотрелся наиболее аутентично, ведь в старину вертепщики ходили именно по домам и избам (а не по ДК). Зрителями стали прежде всего наши паломники ,приехавшие на праздник из Петербурга. В старых стенах избы мы как будто перенеслись в старую царскую Россию, ощутили себя русскими крестьянами.
Именно на фоне среди старой крестьянской обстановки как особенно колоритно и естественно слушался текст пещного действа. Он представлял собой подлинный текст 19 века, записанный фольклористами. Чем объяснить популярность вертепа, который показывался во многих городах и весях России многие годы и века?
Из всей евангельской истории Рождества для вертепа был выбран сюжет связанный с Иродом и Вифлеемскими младенцами. С одной стороны он позволял избегать непосредственного показа Младенца Христа, с стороны представлял душещипательную трагедию гибели младенцев с плачем Рахили («баба Рахиля»), стремясь к столь популярному во всем времена жанру «фильмов ужасов». Вертеп подкупал тем, что в нем в открытой форме показывает борьбу добра и зла на земле, и добро в конце совершенно ясно и недвусмысленно торжествует. К Ироду приходит смерть по имени «Малахиня» и забирает его в ад, где он «будет в огне гореть, в смоле кипеть и угли глотать». После того зла, которое он сделал на земле, это наказание кажется вполне заслуженным.
А затем праздник в избе продолжился русскими песнями, хороводами и танцами.
Наши петербургские паломники, рискнувшие приехать на рождественскую ночь в «соминский Вифлеем», не пожалели. Многие из них говорили, что такого Рождества в их жизни еще не было. Я могу только присоединиться к ним и повторить эти слова.
Много видеоматериала можно увидеть на старнице храма св.Апп.Петра и Павла в Сомино - вконтакте.