Знакомство с музеем-усадьбой М.Глинки, как нам и советовал, отец Николай, мы начали с «самого мемориального», по его словам, места - храма Тихвинской Божией Матери. Мы пришли в него в тот самый момент, когда отец Николай закончил крещение.
Первое, что обратило наше внимание на себя - большие постеры с иконами святых на столпах старинной церковной ограды.
На каждом были помещены надписи со словами наставлений этих святых.
У каждого столпа хотелось остановиться и почитать эти надписи, что мы и сделали.
Иоанн Кронштадтский наставлял: «Любите всякого человека и в грехе его и в позоре его, не смешивай человека - образ Божий, со злом, которое в нем».
Преподобный Серафим Саровский пророчествовал: «Православная Россия всегда будет славна, врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие - в щит, и правду - во броню».
На иконе св.воина Меркурия Смоленского начертаны слова обращения к нему Матери Божией: «Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей, и получишь от Бога венец правды».
Преподобный Сергий Радонежский с иконы благословлял: «Внимайте убо, братие, в себе имети чистоту телесную и душевную».
На иконе прп.богатыря Ильи Муромца были начертаны его слова: «Не проливай крови христианской».
На иконе св.Александра Невского можно прочесть его знаменитые слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
У митрополита Филарета Московского были написаны его слова: «Люби врагов твоих, бей врагов отечества, ненавидь врагов Церкви»
Ничего подобного я нигде никогда не видел. Поэтому первое, что мы спросили, откуда такая «креативная» идея - разместить постеры с иконами снаружи церковной ограды. Батюшка рассказал, что ему был такой сон: он увидел множество столпов вокруг храма и решил, что это столпы православия. А тут как раз возникла такая проблема: хочется в храме разметить больше икон, а места на стенах уже не хватает. Вот тогда и пришла идея, что надо на столпах церковной ограды разметить их копии. «Сколько людей приезжает к нам со всех концов России, а храм не всегда открыт, пусть люди ходят, читают и просвещаются». Внутри храма и на внешних стенах я также увидел кроме икон - постеры. Например, на обороте входной двери - фрагмент картины Мясоедова с изображением косаря и надписью: "Благослови труды мои, Господи". На другом постере - Ангел-хранитель ведет детей в Новоспасский храм, и т.д. В общем, это нужно видеть - привожу в фотоальбоме снимки.
Чувствовалось, что о.Николай очень любит свой храм, которому посвятил всю свою жизнь. Он очень подробно рассказал его историю. Привожу его рассказ.
«Строительство храма было связано с родом Глинок. Еще в 17 веке здесь поселились выходцы из Польши - Глинки. Вначале была построена Спасская часовня на родовом кладбище, фундаменты которой нами были недавно обнаружены. В 1786 году была построена настоящая церковь с престолами во имя Преображения и Тихвинской Богоматери. По этой новой церкви и само село стали называть Новоспасским.
30 августа 1812 года храм в Новоспасском подвергся нападению французов. Настоятель о.Иоанн Ставровский совершил настоящий подвиг. Он не оставил свой храм на разграбление, собрал прихожан, заперся внутри и стал молиться. Французы не смогли взломать дверь и только в отместку выстрелили в окно, но пуля чудом никого не задела. Разграбленной оказалась только усадьба Глинок.
О.Иоанн после этого организовал партизанский отряд, - с восхищением рассказывал о.Николай о своем предшественнике, - и по пути отступления Наполеона батюшка с прихожанами отбивал обозы с ценностями из Москвы. Когда пришел Кутузов, штаб всей русской армии два дня - 26-28 октября 1812 года - располагался рядом с усадьбой в Ельне в домике рядом с храмом. В связи с 200-летием Отечественной воны в 2012 году, местные краеведы высказывают идею восстановить этот исторический домик, в котором решались судьбы нашего отечества. За мужество и оборону святынь храма о.Иоанн Ставровский получил царскую награду лично из рук Кутузова, став одним из 44 священников орденоносцев войны 1812 года».
Потом он перешел к советским временам: «Подвиг о.Иоанна попытался повторить в 1933 году последний настоятель храма о.Федор Тиваков. К нему приехал уполномоченный по делам религий с мандатом на изъятие церковных ценностей. О.Федор отказался выдавать святыни: «Это же все глинковское, дары Глинков». Уполномоченный уехал ни с чем. Но спустя какое-то время, зимой 1933 года, приехали другие люди и арестовали батюшку с матушкой и 4 детьми, посадили в сани и увезли в неизвестном направлении, то ли в лагерь сослали, то ли расстреляли в лесу. Дом отдали молодым коммунарам, церковь разграбили, их девушки из риз пошили тапочки и сарафаны. Колокола посбрасывали, самый большой 106 пудовый колокол, отлитый в честь победы над французами, раскололся. Другие повесили, чтобы на обед звонить, два колокола забрали на каланчу в Ельню пожары тушить, а три колокола с нашего храма до сих пор висят на фасаде музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве.
Староста в 1934 г приехал с Беломорканала, а в храме все в запустении, стали местные жители складывать туда сено, сохранилась только цепь от паникадила, да крест на куполе. Если обратили внимание, при въезде в Новоспасское точная копия этого креста стоит. Колокольню разобрали на кирпичи - строить фундаменты да печки складывать.
Во время войны в храме был склад продовольствия.
В 1954 году приезжал сюда певец Иван Козловский по случаю 150-летия рождения Глинки. На месте усадьбы были одни заросли, помойки, коров пасли. Зашел он в заброшенный храм и как запел, а потом упал на колени. Именно он первый начал продвигать в Москве, чтобы здесь был создать музей Глинки.
С 1957 года стали здесь проводить музыкальные фестивали Глинки. Церковь зияла пустыми проемами. Реставраторы стали восстанавливать вместе с усадьбой и церковь - все-таки в ней Глинку крестили. Восстановили в основном внешний вид, а внутри устроили музейный склад.
Когда в 1990 году нам вернули храм, то в первое время от пения осыпалась штукатурка.
Особой радостью для нас стало, когда в 1993 году нам передали икону Тихвинской Богоматери из этого храма, пред которой крестили Глинку, но к сожалению ее в 2001 году похитили воры.
Однако Господь нас утешил явлением другой Тихвинской иконы. К нам сюда приезжают следопыты, как их называют «черные копатели» с металлоискателями. И в лесу за усадьбой на месте заброшенной деревни они обследовали остатки заброшенной деревни, и на месте одного разрушенного дома они услышали - искатель звенит. Сняли дерн, а под ним оказался пол. Дома нет, а пол под землей сохранился. И когда вскрыли пол, под ним оказалась икона в киоте со стеклом в металлическом окладе. Оклад оказался серебряный с золотыми звездами, а икона целехонькая. Они вначале решили на этом заработать и давай ее торговать в Смоленске. Но тут им мало дали. Они поехали в Москву, там их чуть не арестовали, откуда, мол, икона. Наш знакомый, который занимается антиквариатом, говорит: «Надо выкупать икону для храма». Стали искать благодетеля, и вот три года назад мы выкупили эту икону. Она теперь у нас храмовая святыня - икона обретенная в земле, как в древности Казанская».
Батюшка показал еще другие чтимые иконы храма: Вифлеемских младенцев с мощами, старинная икона Беседной Божией Матери (на нее особое внимание обратил митрополит Кирилл), редкая икона прпмч. Евстратия Киево-Печерского. Есть даже небольшой образок, происходящий из храма Христа Спасителя, который передала о.Николаю одна москвичка.
В алтаре великая святыня - старый выносной крест, заново вызолоченный.
Мы обошли вокруг храма у алтаря, которого находятся надгробия родового кладбища Глинок, среди них надгробие и родителей композитора - Ивана Николаевича и Евгении Андреевны, которых мы с благодарностью помянули в молитве. Также сфотографировались на память.
Напоследок о.Николай рассказал, что жизнь и судьба Великого композитора оказалась тесно связана с Тихвинским образом Богоматери. К освящению престола дед композитора привез список с чудотворной иконы из Тихвина, ставший почитаемой святыней храма. Пред ним венчались родители композитора, крестили младенца Михаила. Потом Михаил Иванович, где бы ни был, никогда не расставался с Тихвинской иконой. После неожиданной смерти в Берлине в руке Глинки нашли зажатый образок Тихвинской Богоматери. Погребен Глинка в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, недалеко от алтаря Тихвинской Богоматери. Это храм сейчас называют именно Тихвинским.
Сам о.Николай еще в сер. 1990-х гг. совершил паломничество в Тихвин к Тихвинской Богоматери, где познакомился с игуменом Александром (Гордеевым) - первым настоятелем возрожденного монастыря.
Потом о.Николай неожиданно предложил подняться на колокольню и позвонить в колокола. Новоспасская колокольня славилась еще при жизни Глинки, великий композитор заслушивался ее звоном и переносил их в свои произведения. Поэтому о.Николай не жалеет средств и сил на воссоздание глинковского звона. На сегодняшний день его колокольня считается лучшей во всей Смоленской епархии и является достопримечательностью усадьбы.
Поднявшись на колокольню мы увидели на ней около 15-ти колоколов. Самый большой весом в 2 тонны. Он был отлит в 2004 году к 200-летию Глинки и освящен митрополитом Кириллом, нынешним патриархом. Все колокола развешаны профессионально, пульт управления напоминает карильон. Главным звонарем храма является сын о.Николая отрок Иоанн, которому лет 15 от роду. Он-то нам и рассказал о колоколах и звонах и показал нам свое искусство, предложив и нам «помузицировать». С юным звонарем тягаться было трудно, но мы все попробовали себя в звонарском искусстве, ударяя многочисленные веревочки-клавиши и нажимая три ножных педали. Новичок в таком деле выглядит довольно забавно.
Признаться, я боялся, что на наш продолжительный звон могут прийти прихожане, решив, что будет какая-нибудь служба. Но оказывается, здесь часто звонят, встречая группы посетителей.
Именно отсюда, с колокольни, мы впервые увидели панораму усадьбы композитора. Пробыв в храме более часа, мы наконец-то направились к аллее, ведущей в усадьбу Глинок. Нашим путеводителем вызвался быть отрок Иоанн.
см.фотоальбом: