"Днесь благовернии людие светло празднуем/
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/
и к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем:/
покрый нас честным Твоим Покровом,/
и избави нас от всякаго зла,/
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,//
спасти души наша"
Сегодня этот тропарь Покрову Пресвятой Богородицы в деревне Чудцы исполнился в буквальном смысле.
Благовернии прихожане древней часовни, которая стоит уже четверть тысячелетия на этой земле, светло праздновали престольный праздник древней часовни и были "осеня́емы пришествием Богоматери" - в часовню была принесена икона Покрова Божией Матери.
Об иконе я уже рассказывал. Теперь расскажу о ее "пришествии" в Чудцы.
Икону привез накануне в Сомино. Сегодня на литургии икона была в соминском храме. Икона понравилась. Прихожане решили, что икона для соминского храма. Пришлось разочаровать. Надо сказать, что икона действительно получилась достойная и очень красивая.
Но такое дело разве бывает без искушений?
Обычно в Сомино я заканчиваю службу в 11 - начале 12-го, поэтому в Чудцах я назначил встречу иконы на 12-00. До Чудцов - 30 км - по федеральной трассе доезжаю минут за 20.
Перед службой ко мне подошли м попросили отпеть. Умерла одна старейших жителей Сомино - Евдокия Марьинская 92 лет. Сегодня хоронят как раз в 11.00. Вот и выбирай? То ли отпевать и опоздать с иконой, то ли отпеть заочно после погребения? Главное. что ни там ни там не объяснишь ,почему ты не сделал или опоздал. В такие моменты понимаешь Иисуса Навина, который просил продилть день на один час, чтобы успеть завершить битву. Господь его услышал.
Мне нужно было хотя хотя бы полчаса.
В таких случаях понимаешь, что быть священником - это прежде всего не отказывать ближним. Конечно, я сразу после отпуста на литургии, не разоблачаясь, помчался на кладбище, где меня терпеливо ждала покойницы. надеюсь, родственники не заметили, что я торопился.
Из Сомино с иконой выехал тогда, когда меня уже должны были встречать в Чудцах. Мчался быстро, скорость превышал. Пусть простит меня ГИБДД.
А вот в Чудцах начались чудеса. Наверно, неспроста место так называется.
Когда я вышел из машины, подумал, кто бы мне помог донести икону? Часовн в центре кладбища. До нее еще дойти надо. А у меня водосвятная чаша, кадило, требник, облачение... В общем двух рук тут было мало.
Пока я набирал телефон Клавдии, ключаря часовни, неизвестно откуда появились три мужчины, которые и помогли мне.
В часовне оказалось довольно много народа. Думал будет меньше. Деревня дворов 70 всего, а списочный состав жителей 30 человек.
Тут в часовне Клавдия и прокомментировала, кто мне помог: "А это братья Сергей и Владимир, они внуки дедушки Ивана Егоровича Щербакова, который всю жизнь по воскресеньям и праздникам читал в этой часовне..." Я заинтересовался и узнал, что Иван Егорович был еще царским офицером, но в советское время пришлось служить в красной армии. В 1941 году был контужен на Невской дубровке, комиссован, поселился в родной деревне, работал в леспромхозе и все годы читал в часовне. Сергей и Владимир хорошо помнят своего деда Ивана и свою бабушку Екатерину, в девичестве - Окуневу. Вспоминали, как в детстве их учили читать Библию и возили в Сомино на службы.
Я был поражен, что икону встретили внуки хранителя и молитвенника часовни Ивана Егоровича. На таких тихих праведниках как он и выстояла Святая Русь в советское время.
Мы послужили водосвятный молебен, освятил икону, послужили первый молебен пред нею, по чину престола совершили крестный ход вокруг часовни. Молитва была горячей - "ежиным сердцем и едиными усты". Такая молитва в глубинке России - как родник чистой воды.
Икона как обновила старинную часовню, которая на глазах просветлела и обновилась после ограбления, когда вынесли почти все иконы.
Образ Покрова теперь останется в часовне.
Ключница Клавдия Лоцманова пригласила меня на трапезу. Она вспоминала о старой жизни в Чудцах.
В селе кроме часовни стоял и храм Покрова, как раз на горке посреди села. Потом его разобрали и перенесли через дорогу подальше от кладбища и устроили в нем дом культуры, который простоял до 1990-х годов. А потом
в деревне открыли австрийский лесопильный завод "Майер Мелнхоф Хольц". Не задолго до этого бывший храм куда-то исчез. Говорят, что кто-то разобрал и увез хорошо сохранившийся сруб. теперь наследницей и хранительницей благодати является часовня.
Рассказывала она также, что еще после войны Покров праздновался так широко, что праздник блился целую неделю. В это время можно было заходить в любой дом без приглашения и хозяева должны были встретить и накормить любого гостя. Сейчас такие традиции невозможно даже себе представить. Но можно представить, какая же атмосфера доброжелательности царила у нас Руси!
Уже прощаясь, я сказал, что теперь у нас в Чудцах есть свой "Чудской" образ Покрова. Но она меня поправила: "У нас говорят не "чудской", а чудецкий. И жителей называют "чудецкие".
Что ж, я не против. Пусть икону тоже называют "Чудецкая", звучит почти как "чудесная"...