Меня многие спрашивают, как у меня дела?
Когда я начинаю говорить о погоде или приходе, уточняют: «А как у вас с матушкой»? При этом извиняются, понимая деликатность темы, ведь это касается моей личной жизни.
Но есть ли у священника личная жизнь? Сами каноны строго регламентируют ее, подчиняя своим правилам.
А когда «личная жизнь» переносится в суд, она уже по объективным причинам становится предметом общественного внимания. А если участники процесса батюшка и матушка, то естественно они становятся предметом повышенного внимания. И ответов на вопросы не избежать.
Собственно, что спрашивают? Разведены ли мы или нет? Каков статус Мемориальной Квартиры? Как нас теперь поминать? Поминать ли мою супругу в записках как «матушку» или нет, ведь в случае развода она лишается этого "сана". Приму ли я монашество после развода? И т.д.
На все эти вопросы, могу ответить одной классической фразой: «Суд идет!» Эта литературная фраза стала для меня теперь повседневностью.
Раньше от суда веяло чем-то страшным, - место, где решаются судьбы людей. Но ко всему человек привыкает, как говорил Достоевский. Теперь для меня суд - это обычное бумажное заведение, в котором конечно решаются судьбы людей, но не так как это выглядит в кино. Это только в сериалах в судах бушуют страсти. На деле все выглядит как бумажная волокита.
Вот у нас с матушкой настоящая трагедия. Прожили вместе столько лет, двое детей, столько воспоминаний. Но в суде все это выглядит как исковые акты, жалобы, протесты, встречные иски. Матушка стала истцом, а я ответчиком.
Всего этого можно было бы избежать, если бы я принял ее требование о разводе (и соответственно разделе имущества). Но я не могу согласиться на это как священник, как человек, как отец. Я не могу расторгнуть венчанный брак. Матушка решила добиваться его через суд.
Вот «суд и идет».
Вчера было уже третье заседание. Поскольку дело из ряда вон выходящее, не каждый день матушки требует развода у своих батюшек, в этом деле оказалось много процессуальных и юридических тонкостей. Суд их решает уже на третьем заседании. И когда закончится эта история, никто не знает...
На сегодняшний день мы остаемся законными супругами.
Но этот суд обладает какой-то необъяснимой мистикой. Его заседания совпадают с важными днями нашей семейной жизни. Первый суд состоялся 8 августа, точно в день моего рождения, второе заседание суда проходило - 11 сентября в праздник Усекновения главы св.Иоанна Предтечи, но это еще и день памяти моего отца Владимира Афанасьевича, умершего в этот день ровно двадцать лет назад.
А вот следующее заседание суда назначили на 16 ноября, опять точно в день рождения моей дочери Елизаветы Геннадьевны.
Как все это выходит? Кто все это придумал? Когда в первый раз совпала дата, я подумал, что это какая-то горькая случайность. Но когда три раза суды выпадают на наши семейные дни, это уже невозможно объяснить случайностью? То что происходит три раза даже по законам науки является закономерностью. Что же это может означать - три суда и три семейные даты? Как будто Кто-то свыше нам подсказывает, что мы не там их встречаем? Вместо семейного очага - в зале суде. Нас как-будто Кто-то обличает в этом деле. Что же еще нужно? Чтобы суд на Пасху выпал? Мне совершенно очевидно, что Богу этот суд неугоден.
К сожалению, я не могу отозвать иск. Это может сделать только истец.
И в то же время я не могу дать согласия на развод с собственной супругой, с которой мы прожили много лет вместе, имеем двоих детей, общую квартиру в совместном владении. Вплоть до последнего времени мы проводили летние недели в совместных поездках, о которых я писал у себя в блоге (и о многих еще не успел написать). Пусть последние годы мы живем как брат и сестра, но это не повод для развода. Может быть, в этом состоит наш маленький подвиг служения Христу? Я не отказывал в просьбах своей супруге и своим детям. И не откажу впредь. Думаю, что матушка это прекрасно знает.
К сожалению, в последнем «уточненном» исковом заявлении, поданном матушкой Татьяной, кроме имущественных требований «в судебном порядке выдела в натуре своей доли из общего имущества» (так все это называется на языке закона), предъявляет также и моральные претензии. Цитирую заявление, поданное от имени матушки: «Кроме того, Истец (то есть матушка) имеет намерение заявить иск о защите чести и достоинства в связи с активным распространением Ответчиком (то бишь мною) в средствах массовой информации оскорбительных, клеветнических и искаженных фактов об Истце (то есть матушке) и о совместной жизни Истца и Ответчика» (большие буквы в тексте документа!).
Что тут можно на это сказать? Это неправда. Во-первых, я ни в каких СМИ ничего не распространял. Мой блог не является средством массовой информации, а всего лишь только моим личным дневником, в котором я описываю события своей жизни, публикую свои стихи и размышления. В том посте, где я описал первое предварительное заседание суда, я специально попросил своих читателей: «И еще очень прошу моих дорогих френдов не перепощивать эту запись и не устраивать пиар на моей скорби. Кому нужно, пусть прочитают в моем дневнике». Если кто-то перепечатал, то это на его совести. Сейчас я также прошу не перепечатывать эти мои горькие размышления, не выносить их дальше моего дневника. Во-вторых, и самое главное, о своей супруге я не только не распространял никаких "оскорбительных, клеветнических и искаженных фактов", но даже не имел таковых помыслов, поскольку отношусь к ней с почтением и уважением. Еще раз перечитал свой предыдущий пост от 10 августа и не могу даже понять, что же она могла иметь ввиду? (или ее адвокат?)
Во всей этой истории для меня остается один вопрос, на который я не никак не могу найти ответ, зачем вообще матушке понадобился этот развод? Кто ее надоумил? Что она приобретает в итоге? Ведь она и так пользуется полностью нашей общей квартирой и не испытывает с моей стороны никаких притеснений или проблем. Понимает ли она канонические последствия развода?
Вопросы, вопросы... А кто же за все это будет отвечать?