Первым пунктом нашей поездки по Музыкальному кольцу России стал Тихвин - город Римского-Корсакова.
Тихвин помнит Римского-Корсакова. Композитор здесь родился и первые 12 лет своей жизни прожил на берегу реки Тихвинки на улице Богоявленской, которая сейчас носит имя композитора, как раз напротив знаменитого Тихвинского монастыря с великой чудотворной иконой.
Сохранился его дом, в котором располагается мемориальный музей.
Мы приехали под закрытие музея и стали последними посетителями в этот день. Хотя я много раз бывал в Тихвине, каждый раз проезжаю его по пути в Сомино, к своему стыду не бывал в гостях у Римского-Корсакова. Для меня посещения музея стало событием. Во-первых, меня поразил тот факт, что музей был открыт в годы войны в 1944 году, когда до Победы оставался целый год. Это нужно отнести к плодам Победы на внутреннем идейном фронте.
В музее поражает обилие подлинных вещей. Мы увидели крестильную рубашечку младенца Ники, ленту с отметками роста младенца Ники, детские лайковые перчаточки. В кабинете его отца мы помолились пред семейной реликвией - подлинной иконой Спасителя. Также сохранилось Евангелие. Всего в музее хранится около 200 подлинных вещей. Нас любезно встретила научный сотрудник Елена Николаевна, которая с большим энтузиазмом рассказала нам о жизни Римских-Корсаковых в этом доме, о его чешских корнях, объяснила двойную фамилию: Корсаковы в 17 веке выпросили себе почетную прибавку в память службы их предка Римскому императору.
Рассказала историю о том, как провалилась постановка оперы «Град Китеж» на территории Тихвинского монастыря, когда ее залил страшный ливень.
Когда я спросил, нельзя ли Лизе взять пару аккордов на подлинном рояле Римского-Корсакова, сохраненного его потомками, Елена Николаевна разрешила сыграть какую-нибудь фортепьянную вещь. Для Лизы это стало одним из главных событий ее дня ангела. Она исполнила вначале ноктюрн Шопена, а потом Музыкальный момент Рахманинова. Хотя рояль был расстроен, но тем не менее впечатление было очень сильное. В уже закрытом музее пожилая смотрительница провела нас наверх в мезонин, где была детская летняя комната Ники. Там мы увидели кроватку, клетку с попугаем, который стал героем оперы «Золотой петушок». На столике лежали ноты колыбельной, которую мама София каждый вечер пела Ники.
У нас возникло чувство, что мы побывали не в музее, а в гостях у самого Римского-Корсакова. Чудный теплый домашний музей. В заключение выяснилось, что Елена Николаевна бывала в Кронштадте в Мемориальной Квартире, а также проводила здесь выставку по Иоанну Кронштадтскому, в подготовке которой я тоже принимал участие. Так что мы оказались еще и коллегами.
см.фотоальбом: