"ПОЛОТНЯНАЯ СВАДЬБА" ИЛИ КАК МЫ ВЕНЧАЛИСЬ В ГОРАХ КАВКАЗА

Aug 01, 2017 07:37



Храм св.Архангела Михаила в Усть-Джегуте (Карачаево-Черкессия)

Сегодня у меня день венчания, к тому же юбилей, - 35 лет назад я обвенчался с р.Б.Татьяной.
Конечно, это еще не золотая свадьбы, до нее еще целых 15 лет, но и серебряная давно уже за плечами.
В последнее время возникла целая "наука", какие бывают свадьбы по годам, составлены прямо-таки свадебные таблицы Менделеева от 1 до 100 лет. Посмотрел, что представляет собой 35-летний юбилей. Оказывается, такая свадьба называется "полотняная" или "коралловая". В подарок преподносится полотняная скатерть - символ мира, благополучия и домашнего уюта.
Сегодня вспоминаю, как все было?
Я был студентом филфака Кубанского госуниверситета. Татьяна была преподавателем. На дворе был 1981 год. Весь мир отмечал 100-летие памяти Федора Достоевского. Наш филфак то же решил не отстать от планеты всей, был задуман вечер памяти писателя, которым занималась молодая преподавательница. Я подключился к работе, все-таки как-никак а у меня был за плечами год учебы на отделении режиссуры в Московском институте культуры.
Уже тогда я отличался ярко выраженной наклонностью к православию и поэтому сходу предложил ввести в этот вечер тему Оптиной пустыни, в которой бывал Достоевский. В процессе работы над сценарием я предложил совершить поездку в Оптину на могилку к старцу Амвросию, который был для меня живым старцем Зосимой из "Братьев Карамазовых".
Татьяна Николаевна неожиданно согласилась совершить литературное паломничество.
Эта поездка для меня во всех смыслах стала судьбоносной. Во-первых, я открыл для себя Оптину, мир оптинских старцев, а через это глубже открыл православие. В то время Оптина была закрыта. Мы увидели заколоченные пустые храмы. А могилка старца Амвросия была обозначена маленьким деревянным крестом, который власти периодически выбрасывали, но кто-то устанавливал новый.
Во-вторых, в этой поездке мы узнали друг друга, сблизились духовно. Когда вернулись, поняли, что у нас много общего и мы не можем друг без друга.
Летом 1982 года мы расписались, а 1 августа обвенчались. Перед свадьбой я предупредил, что у меня есть мечта - служить священником, хотя не знаю, осуществится ли она. Татьяна сказал, что она готова понести крест матушки, если это сбудется.
Женитьба преподавательницы и студента последнего курса наделала много шума в университете. Стало понятно, что наше венчание не останется не замеченным и будут последствия. Мы решили обвенчаться где-нибудь подальше. У меня был знакомый батюшка о.Владимир, который служил в Карачаево-Черкессии в поселке Усть-Джегута в красивом храме Архангела Михаила. Я обратился к нему с просьбой о венчании, но только тайно, чтобы никто не знал. Даже наши родители с нами не приедут. Он охотно согласился и таинственно улыбнувшись, сказал, что устроит нам образцовое венчание, мы будем довольны.
Венчание он назначил на 1 августа. Я тогда был не слишком силен в календаре и не знал, что это за день. Только за пару дней я заглянул в календарь и прочитал это имя - Серафим Саровский, которое мне сразу понравилось своим красивым созвучием. О самом святом я ничего не знал. В храме оказался его большой образ, который нам также понравился с первого взгляда. Потом я узнал, что этот святой был покровителем царской семьи, что этот день называется летней пасхой. Потом мы ездили в Дивеево уже будучи супругами.

В тот день у меня произошло еще одно важное событие. Отец Владимир облачил меня первый раз в стихарь и благословил помогать в алтаре. Моя мечта о священстве приблизилась еще на один шаг. Так что у меня еще сегодня и юбилей начала служения в алтаре.
Я думал, что после службы всей уйдут из храма и о.Владимир нас повенчает. Однако на отпусте он неожиданно объявил, чтобы никто не расходился, сейчас будет венчание вот этой прекрасной пары. Я был обескуражен. Напомнил батюшке, что мы просили тайно без свидетелей. На что он ответил, что здесь в горах никто не узнает. А в этом храме многие годы никто не венчался, люди забыли, что это такое и поэтому нужен пример. Я понял, что уже ничего не могу изменить. Мы стали "кавказскими пленниками".
После такого объявления, кончено, все остались в храме. И без того естественное волнение умножилось многократно. Признаюсь, венчание прошло как во сне. Если бы не приглашенный о.Владимиром фотограф из местного ЗАГСа, который запечатлел все на пленку, я бы, наверно, не поверил, что все это было.
После венчания на отпусте о.Владимир поставил нас возле амвона и опять обратился к пастве: "Православные, а теперь поздравляйте молодых, да помогите им на начало семейной жизни." То ли батюшка так вдохновенно сказал, то ли венчание произвело такое впечатление, но нам неожиданно пожертвовали большую по тем временам сумму, на которую мы потом как настоящие филологи купили полную энциклопедию Брокгауза и Ефрона. Это был наш самый лучший свадебный подарок.
После венчания отец Владимир прямо в ограде храма устроил свадебное застолье, а в ответ на наши удивленные взгляды сказал: "Я же вам обещал образцово-показательное венчание..." - "Да уж точно показательное..."
Как потом оказалось, миссионерский смысл венчания сработал. После нас в этот храм зачастили венчающиеся пары.
Я действительно надеялся, что наше венчание в горах Карачаево-Черкессии останется незамеченным. Однако мои надежды оказались напрасными. Как только в сентябре я вернулся в университет, как тут же меня вызвали к декану факультета и попросили объяснить, как это я студент университета принимал участие в отправлении религиозных обрядов? Пришлось объясняться, хорошо, что только устно. Я был в полном недоумении, кто же мог донести на нас?
Позвонил отцу Владимиру. Он сказал, что наверно староста, которая стучит и на него. Он поддержал нас, сказав, что брачные венцы - образ мученических. Господь сохранит и поможет!
Previous post Next post
Up