"ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ" АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

Jul 06, 2017 09:49



Завтра - 7 июля - на берегу Рыбинского водохранилища будет Леушинское стояние, а на берегу Дымского озера близ Тихвина будет проходит Дымское купание. В этот день памяти преподобного Антония Дымского уже много лет совершает праздник с необычным чином купания и плавания вокруг камня и креста в Дымском озере.
Об этом святом озере я услышал в первый же год своего служения на дальнем приходе в 1992 году. Мне рассказали, что на озере есть камень, на котором по преданию молился преподобный. Возникло желание побывать на святом месте и увидеть намоленный камень.
Как это часто бывает, я все не находил повода и возможности поехать на Дымское озеро. Машины у меня тогда не было. Неожиданно меня подтолкнула режиссер-документалист Наталья Уложенко, которая снимала фильм о петербургских святых и подвижниках и в нем должен быть сюжет об Антонии Дымском. Она попросила меня съездить с ними на Дымское озеро.
Это было в 1993 году. Мы приехали в Дыми в предпасхальные дни.
То, что мы увидели оставило самое печальное впечатление. Монастырь был практически весь разрушен и опустошен, как будто Мамай прошел. Главный 4-престольный двухэтажный собор был разрушен до основания. Даже его очертания трудно было определить. Святые врата, монастырские стены, - все было уничтожено. Келейный корпус пугал пустыми глазницами окон. Было такое впечатление, что над монастырем пролетел Тунгусский метеорит. В советское время в монастыре располагалась база отдыха. Что можно сказать? Хорошо отдохнули. В довершение место, как будто в насмешку, называлось поселок "Красный Броневик» (говорят, в память того самого броневика, на котором Ильич вещал у Финляндского вокзала).
Мы прошли к озеру на пристань, на которой стояли катамараны, остатки базы отдыха.
Святое озеро спокойно и величаво плескалось в овальных берегах, напомнивших мне сразу же пасхальное яйцо огромных размеров. Вот оно озеро овеянное кадильным дымом молитв преподобного. Я всегда думал, что название «Дымское» происходит именно от названия кадильного дыма и когда видел туманный дымок над озером, говорил: «Антоний покадил, потому он и "дымский", что весь в кадильном дыму...»
Мы всматривались в даль озера в поисках камня, но видели только дымную гладь серого, хотя и летнего дня. Каждый смотрел в свою сторону, надеясь первым увидеть камень. Воцарилась тишина, был слышен только плеск волн. Подумалось, вот так и было при Антонии почти восемь веков назад. «Камень какой-то невидимый. Может он под воду ушел как град Китеж? Скрылся от людей по нашим грехам. Надо помолиться Антонию...» - таковы были наши мысли.
С мной были мои прихожане. Над озером зазвучали наши нестройные, но горячие голоса: «Добродетелей ревнителю, пустынный житель, подвижник веры Христа Бога нашего...» После тропаря вновь опять наступила тишина. Мы опять напрягали глаза старясь увидеть этот самый камень. «Батюшка, тут мощный бинокль нужен. Так не увидеть...» - опять кто-то высказался. Становилось понятным, что увидеть на таком большом озере камень ,который едва выглядывал из-под воды, это все равно, что искать иголку в стогу сена.
«Кто-то же знает, где этот камень? Нужно у местных спросить. Надо в следующий раз в село на том берегу съездить», - стали рождаться варианты дальнейших поисков. Но было ясно, что в этот раз мы точно ничего не найдем и не увидим. «Что ж, верно говорят, без труда не выловишь и камень из пруда». Мы с грустью стали креститься, прощаясь со святым озером...
И в этот самый момент я увидел с правой стороны в метрах двухстах от пристани на озере белого лебедя, который одиноко плавал по кругу, периодически опуская свою длинную голову в воду, как бы кланяясь и совершая крестный ход. У меня в первый момент посетила мысль, что он тут делает? Как известно, лебеди очень осторожные птицы и предпочитают тихие спокойные места, подальше от шума и людей. Может мне показалось все это? Но лебедя видели все мои спутники: «Что-то о лебедях здесь никто не говорил...»
Тогда мы решили подойти поближе и полюбоваться дивной красотой птицы. В голове зазвучала замечательная музыка Чайковского.
Нужно было идти в правую сторону вдоль берега, пройти через перелесок и заросли кустарника, через который вела рыбацкая тропа. На время озеро от нас скрылось. Когда мы вновь вышли на его берег, увидели то место, где только что плавал лебедь, но его там уже не было. Но мы не успели даже огорчиться, потому что на том самом месте мы увидели едва выглядывавший верх камня. Стало ясно, что этот тот самый молитвенный камень.
Нас охватило одновременно чувство радости чувство страха Божия, потому мы понимали, что Господь нам явил особое знамение в виде лебедя.
Все произошло как в сказке. Прямо-таки получилась "лебединная песня" Антония Дымского. Только это выражение обычно означает последнюю песню, а для нас этот лебедь стал началом возрождения святого места.
Кто-то потом меня спрашивал, а может это сам Антоний явился вам «в виде лебедине»? Нет, лебедь был самый настоящий, но Господь именно через него открыл нам молитвенный камень святого Антония. Жалко не было тогда с собой фотоаппарата, какой исторический снимок был бы.
Без лебедя нам было бы не справится. Иконописец отец Николай Груздев даже предлагал изобразить этого лебедя на иконе Антония Дымского на озере у креста, которую он потом написал для нашего соминского храма.
И вот что удивительно, много раз мне приходилось потом бывать на Дымском озере, но лебедей я там я больше ни разу не встречал...
Мы решили, что раз Антоний нам показал свой камень, значит сюда нужно ездить, служить на его память молебны, плавать по старой традиции вокруг камня.
А чтобы другие богомольцы больше не мучились в поисках «невидимого камня», я решил, что надо здесь установить поклонный крест, на берегу или лучше прямо вводе у самого камня. Тогда уж точно каждый найдет этот камень.

святые, Антоний Дымсий, паломничество, чудо, святыни

Previous post Next post
Up