Сегодня, в день Ангела матушки Таисии я хочу рассказать еще об одной святыне Леушинского подворья, которую Господь сподобил меня обрести за годы моего служения там.
Летом 2004 года на Леушинском подворье раздался телефонный звонок:
- Здравствуйте! Это вы выпускаете газету «Леушино»? Вы написали в ней про Таисию, а у нас хранится старинный портрет монашки Таисии, может быть - это ваша?
- А откуда Вы?
- Мы вообще-то родом из Мяксы, а сейчас живем в Минске.
Немудрено, что после такого известия той же осенью я с сестрами собрался в паломничество на Белорусскую землю.
Побывали тогда и в Орше, где был написан один из первых в России храмовых списков с иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» и основано сестричество в честь этого образа. Помолились у мощей преп. Евфросинии Полоцкой - матушка игумения очень приветливо нас встретила, рассказала про жизнь обители, наставила сестер, которые тогда только мечтали о монашестве, и одарила их иконочками и книжечками...
Но главной целью поездки стало посещение города Минска, где нас ожидал таинственный портрет. Созвонившись по приезде, мы с сестрами отправились в гости.
Встретила нас очень радушная и милая женщина по имени Ольга - из тех подлинно русских людей, которые не знают тонкостей догматов и канонов, не владеют церковным этикетом, зато хранят истинное и нелицемерное благоговение пред Богом и искреннюю любовь к людям. Она пригласила к накрытому столу, разлила душистый чай и показала экземпляр нашей газетки с заметкой о матушки Таисии и ее фотографией. Газетку ей передала знакомая. «Сама я в церковь очень редко хожу, - смущенно призналась хозяйка - но в Бога всегда верила». Фотография на газетной странице показалась ей смутно знакомой, и дома она вспомнила про старый портрет.
Оказалось, что сама она происходит из с. Мякса, там родилась и выросла, там жили ее родители и бабушка. Но после школы она оттуда уехала и уже бывала только наездами, изредка. В Белоруссию же переехала, выйдя замуж, и после этого совсем не бывала в Мяксе.
В доме ее бабушки, как она помнила, жила какая-то пожилая женщина, которая всегда ходила в платочке. «Вроде бы монашка», - пояснила она. Потом она умерла, а вскоре умерла и бабушка. После ее смерти из дома забирали вещи и среди прочего обнаружили картину на холсте, свернутом в рулончик. Там была изображена монахиня: «Таисия, - это моя мама помнила, а вот откуда она и почему оказалась у нас - того она уже не знала», - объясняла Ольга. Картину свернули обратно и убрали подальше - до лучших времен. При переезде в Белоруссию она среди прочих родительских вещей отправилась вместе с Ольгой.
Конечно, нам не терпелось увидеть этот портрет. Ведь до сих пор мы довольствовались только черно-белыми фотографиями матушки Таисии, а цветное изображение было только одно - мелкое, на последней фотографии, выполненной С.М.Прокудиным-Горским в 1913 г.
Но в первый момент мы даже не поняли, что Ольга принесла: она держала в руках какую-то палочку. Оказалось, что вырезанный из рамы холст был свернут вокруг гладко обструганной палочки. Когда портрет развернули, то перед нами предстало очень живой лик, написанный довольно просто и безыскусно, но абсолютно узнаваемо и с большой любовью. Хотя картина была покрыта трещинами, по уголкам краска облупилась и потускнела, но в целом он сохранился отлично, особенно лик.
Портрет до реставрации
Портрет после реставрации
Матушка Таисия была изображена в анфас с двумя крестами, с книгой в одной руке и красивыми четками на другой руке. Очевидно, что перед нами был официальный портрет со всеми наградами матушки Таисии: первый крест она получила в 1889 году ко дню Св. Пасхи, как явствует из ее послужного списка, а 15 мая 1892 года была награждена вторым Золотым с украшениями наперсным Крестом, выдаваемым от Кабинета Его Величества. Кроме того, в декабре 1913 к празднику Рождества Христова матушка Таисия была удостоена Высочайшего подарка - Аметистовых четок в золотой оправе. Все эти награды оказались запечатлены на портрете.
Портретное сходство с матушкой Таисией - очень явное. Это нетрудно заметить, сравнивая его с известными нам фотографиями матушки, особенно более поздними.
Не случайно Ольга сразу вспомнила про портрет, когда увидела один из этих снимков.
Кто же автор замечательного портрета? Точных сведений нет, мы можем только предполагать исходя из стиля и манеры письма. Если соспоставить его с известными нам работами Леушинских сестер (росписи, иконы), то можно предположить, что портрет любимой матушки выполнили Леушинские сестры иконописной и живописной мастерской в последние годы жизни игумении Таисии или же вскоре после ее кончины. Но даже в последнем случае, автор портрета, скорей всего, знал матушку лично, и запечатлел ее живой образ.
Ольга пожелала передать портрет в храм Леушинского подворья и мы с благодарностью приняли эту уникальную святыню и привезли ее в Петербург.
Но поделиться радостью обретения сразу со всеми было невозможно требовались руки опытного специалиста-реставратора. Такой был найден. Работа оказалась долго и кропотливой - повреждения были не сильно заметны глазу, но оказались весьма серьезными, уникальный портрет пришлось в буквально смысле слова спасать. И вот спустя год он занял достойное место в мемориальной келье игумении Таисии на Леушинском подворье.
Приглашаю всех желающих поздравить матушку Таисию с Днем Ангела и Днем ее монашеского пострига, и поклониться в эти дни ее портрету в музее на подворье, где, надеюсь, он по-прежнему доступен всем желающим.
P.S. Поскольку этот портрет я прежде нигде и никогда и не публиковал, эту публикацию в моем блоге можно считать первой публикацией, на которую можно ссылаться при последующих републикациях.