Эту икону обязательно рано или поздно увидят все люди...
Сегодня праздник иконы Божией Матери «Благодатное Небо». У нас в храме есть чтимый список. Служил Литургию Преждеосвященных Даров - в этот день последние годы я стараюсь служить. Господь послал сомолитвенников - о.Андрея из Тихвина и о.Иоанна.
Для меня этот образ дорог тем, что пред ним молился о. Иоанн Кронштадтский и тем, что он связан с историей Леушинского подворья.
Икона «Благодатное Небо» - одна из самых таинственных икон Божией Матери в Церкви. Древнейший список иконы хранится в Архангельском соборе Московского кремля. На Руси ее списков совсем мало. Один из немногих находится в Вауловском скиту на Ярославской земле. Он был написан в 1900 году на средства сенатора Владимира Мордвинова для храма в его ярославском имении Ваулово. Учитывая, что он был духовным сыном св.Иоанна Кронштадтского и как раз в это время передал ему свое обширное имение под монастырь, можно утверждать, что икона была написана с ведома о.Иоанна, а скорее всего по его благословению. По крайней мере, этот образ стал одним из последних молитвенных образов Иоанна Кронштадтского. Приезжая в Ваулово о.Иоанн молился пред ним, в том числе и в последний приезд летом 1908 года, когда он прожил в Ваулово почти 40 дней. Освящен же образ был в 1900 году в Санкт-Петербурге священником Леушинского подворья о.Евгением Иерусалимским в сопровождении клиросного хора леушинских сестер.
Об этом есть обстоятельная надпись на обороте образа. В советское время после закрытия Вауловского скита икона чудесно сохранилась в Тутаеве в Воскресенском соборе. В 2005 году ее на память св.Иоанна Кронштадтского перенесли в Ваулово. В этом году мы отмечаем 110-летие написания и освящения этого образа. В знак духовной связи Ваулово и Леушино я заказал список иконы для нашего храма. 19 марта 2007 г. мы с группой прихожан возили эту икону в Ваулово на праздник, где ее освятил архиепископ Ярославский Кирилл. Так у нас в храме появилась эта редкая икона.
Но икона сама по себе имеет глубокий мистический смысл. На ней Матерь Божия изображается стоящей на небе с Богомладенцем на руках внутри сияющего солнечного круга. В досинодальный период икону называли «Солнечной Богоматерью». Это название сохранилось в старообрядческой среде. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Образ Жены толкуют как символ Церкви и как символ Богородицы, одно не исключает другое. Св.Димитрий Ростовский видел в этом образе Богородицу, молящуюся за весь мир: «в последняя лютая времена, егда умножившимся грехом нашим умножася беды на ны… тогда Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Мати Господня, подает нам Покров Свой и защищение… Якоже оногда святыи Иоанн Богослов виде на небеси знамение велие: Жену, облеченную в Солнце, сице святый Андрей в небеси подобне Влахернстей Церкве, узре Невесту неневестную…». Икона «Благодатное Небо» изображает Матерь Божию не такой, какой она являлась в своем земном бытии или чудесных знамениях, но представляет Пречистую такой, какой она имеет явиться в конце света. «Благодатное Небо» - в буквальном смысле слова икона последних времен. Это апокалиптическая Богоматерь. В этом и состоит ее тайна.
Может быть кто-то из христиан и вообще людей не видел те или иные образы Богоматери, но этот образ увидят все перед Вторым Пришествием Христовым. Не то, чтобы саму икону, но Матерь Божию именно такой, как Она изображается на этой иконе. Наверное, имеет смысл присмотреться заранее, чтобы хоть как-то приготовиться к этому важному событию.