В городе Пикалево 18 апреля в Светлый вторник во Дворце культуры была открыта выставка фотохудожника Владимира Евгеньевича Загарских под названием "Житие обители", посвященная 900-летию Староладожского Успенского монастыря. На открытии выставки присутствовали высокие чиновники, отцы города, правящий архиерей епископ Мстислав, четыре священника.
Этой выставкой Владимир Евгеньевич открывает новую тему - лики женского монашества. На выставке больше портретов монахинь, нежели видов монастыря. Был очень рад увидеть фотографии и наших леушинских насельниц:
монахини Евфросинии, инокини Ангелины, инокини Аркадии, а также инокини Илларионы из Пюхтиц. Помещаю некоторые из этих мастерских снимков у себя в блоге:
Инокиня Ангелина
Инокиня Аркадия
Инокиня Иллариона
Я написал текст для буклета выставки, который здесь помещаю для знакомства моих читателей с творчеством Владимира Загарских.
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СЕРДЦА
Я знаю Владимира Евгеньевич Загарских уже четверть века. Сколько служу в Сомино, столько и знаю его. Но практически после каждой встречи я ловлю себя на мысли о том, что вот сейчас я узнал о нем что-то новое. Он не перестает удивлять и открываться новыми гранями своей души.
Я считал, что люди, которые возглавляют крупные предприятия далеки от духовной жизни. Поэтому, когда я познакомился с Владимиром Евгеньевичем, я не думал, что это знакомство перерастет в духовные отношения. Если бы мне кто сказал тогда, что Владимир Евгеньевич станет не только нашим помощником на приходе, но и нашим прихожанином и приходским фотолетописцем, более того будет называть меня своим духовником, будет исповедоваться и причащаться. - я бы не поверил. Но сегодня мне приходится признать реальность невероятного.
Я много лет знал Владимира Евгеньевича Загарских как талантливого, трудолюбивого и успешного производственника, или, если называть вещи своими именами, как директора филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» - Пикалевское линейное производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ).
Но как-то однажды - это было в средине нулевых - он приехал в храм на службу с фотоаппаратом: «Батюшка, разрешите, я немножко поснимаю на службе?» Признаюсь, я не в восторге, когда снимают во время службы, но, зная Владимира Евгеньевича, я ему разрешил. Самое интересное, что во время службы я даже не заметил, когда и кого он снимал - так он делал это тактично и деликатно. Спустя несколько дней Владимир Евгеньевич показал снимки моих прихожан, и я увидел то, что как раз сокрыто от меня во время службы. Ведь священник на службе в алтаре смотрит перед собой на иконы, не оглядываясь назад. А тут я увидел лица своих прихожан, их одухотворенную молитву, их глаза.
Я понял, что наш прихожанин, трудолюбивый производственник на самом деле в душе художник. Просматривая его творческие работы, я увидел в нем зоркий глаз, тонкое чувство композиции и красоты, умение восхищаться Божиим миром. Во Владимире Евгеньевиче органично сочетаются и деловой человек и тонкий художник с поэтическим сердцем. В свое время в нашей культуре активно обсуждалась проблема «физиков» и «лириков», прагматиков и мечтателей. Как правило, эти понятия противопоставляли. Владимир Евгеньевич эти две ипостаси органично в себе объединил. Будучи и физиком, и лириком, и прагматиком, и мечтателем в одном лице.
Что нужно, чтобы быть фотографом?
Большинство людей ответит, что прежде всего нужно иметь хороший фотоаппарат и хорошие объективы. Но пример Владимира Евгеньевича Загарских меня убедил в другом. Одного фотоаппарата с крутым объективом в этом деле маловато. Нужно, чтобы объектив был встроен в твой глаз свыше, нужно, чтобы светочувствительность была параметром сердца, нужно, чтобы фотоаппарат был в душе. Только тогда можно будет заметить и что-то интересное сфотографировать в этом мире. Именно таким фотоаппаратом обладает Владимир Евгеньевич Загарских. И его не выпускают ни в Японии, ни в Германии. Он дается свыше, и за него нужно расплатиться большим трудом и служением.
Фотография может быть работой, может быть творчеством, а может быть еще и служением, причем служением Богу. Для Владимира Загарских фотография уж точно не работа. Потому что он на ней ничего не зарабатывает, в буквальном смысле слова, - ни копейки. Хотя ему не раз предлагали именно продать свои работы, причем за немалые деньги. Но он раз и навсегда решил для себя, что его труд не продается. Он скорее подарит свою работу. Это дает ему внутреннюю свободу творчества. Он не снимает по заказу. Он не раз «огорчал» заказчиков снять то или иное мероприятие отказом. «Мне это не интересно», - таков его ответ. И в этих простых словах целая философия его творчества. Загарских снимает то, что ему духовно близко, то, что ему интересно, то, что он любит. А это прежде всего родной край, в котором он родился - древняя Вятка, в котором он живет - современный Бокситогорский район. Никто не смог так увидеть и снять знаменитый Великорецкий крестный ход, как вятский уроженец Загарских. Никто так не смог воспеть тихую и скромную красоту природы Бокситогорского района как его житель и патриот Загарских. И в то же время «родным краем» для Загарских является весь мир. И на его выставках и в его альбомах можно полюбоваться и Русским севером и Северным Кавказом, и Таиландом и Венгрией.
Но прежде всего Загарских интересуют люди. Он их искренне любит и поэтому много снимает. Портрет его страсть и его стихия. Искусство портретиста требует исполнения одной заповеди Божией - «возлюби ближнего как самого себя». Фотография, наверное, единственное изобразительное искусство, в котором невозможен автопортрет. Автор заведомо всегда остается за кадром своего фотоаппарата. Фотограф Загарских снимает себя через других. Он всегда выбирает глубокие, светлые и главное добрые лица, которые он находит повсюду. Попасть в кадр к Владимиру Евгеньевичу - это уже большая честь и определенная характеристика человека.
Множество таких лиц Загарских нашел в церкви: в храмах, в монастырях, на службах, в крестных ходах. И люди чувствуют его доброе светочувствительное сердце, доверяют ему что-то сокровенное в своей душе.
В прошлом году Владимир Евгеньевич получил от епископа Тихвинского Мстислава благословение снять жизнь Успенского Староладожского монастыря в к празднованию 900-летия его истории и это стало новым этапом его творчества.
Женское монашество по определению закрытый от внешнего взгляда мир. Казалось, он сможет снять только стены и купола. Но Владимир Евгеньевич, кажется, совершил невозможное. Его приняли в обители как своего. Он приезжал сюда не раз, жил в особой келье, стал своим. Сестры ему поверили. И в результате родилась удивительная и в своем роде уникальная галерея портретов современных монахинь, инокинь, послушниц. Можно сказать, что Загарских сделал тоже самое открытие, которое в начале ХХ века совершил художник Нестеров с его художественной галерей русских инокинь.
В этом смысле фотография Загарских становится не только творчеством, но и служением Богу. Он раскрывает духовную глубину и красоту Православия. Его снимки утверждают в нас вере, в том, что христианский идеал осуществим в жизни. Его выставки являются проповедью о красоте Божьего мира и красоте человеческой души.
Уверен, что эта выставка точно удивит всех, кто знает Владимира Евгеньевича, всех, кто с ним трудился многие годы. Определенно, что на ней будут говорить: «Неужели это все снял он?!»
Владимир Евгеньевич в день своего рождения преподносит нам неожиданные подарки и сюрпризы. Распечатав седьмой десяток своей жизни он не перестает удивлять и открывать себя с совершенно новой стороны.