Доцент университета, мечтающий стать русским крестьянином

Jun 25, 2010 02:56

Электронные письма о наболевшем

Получил по е-мейлу непривычно большое письмо. Такие писали в старые добрые времена почтовой бумаги и авторучек. Одно это уже заслуживает внимания.
Но письмо оказалось важным по тем проблемам, которые в нем затронуты. Главное - это боль за Русскую Землю. Я в нем услышал голос русского крестьянства спустя 90 лет после революции. Автор - уроженец деревни близ Сомино, моего дальнего прихода. Имеет крестьянские корни. Сейчас - доцент университета. Что меня поразило: преподаватель университета мечтает вернуться к сословному устроению общества и быть крестьянином на своей земле. Не знаю, как это назвать: то ли зов предков, то ли голос крови. Но видно, еще не все убито в русской душе, если доцент университета готов стать крестьянином - но только в Царской России. Скажу сразу, что я ответил на это письмо, а публикую его, естественно, с разрешения автора.

Благословите, отец Геннадий!
Очень приятно увидеть Вашу страничку на этом сайте.
Давно хотел пообщаться с Вами, но всё не получалось. Уже давно и с большим интересом читаю Ваши публикации в интернете, слушаю передачи на Православном радио. Не очень часто, но периодически, уже лет шесть посещаю Ваш храм на Леушинском подворье, один раз Вы меня даже причащали на литургии. С тех пор, как я Вас узнал, всё больше и больше осознаю, что Вы для меня особенный батюшка; многие мои интересы и жизненные пути подводят меня именно к Вам.
Началось всё с того, что мне очень понравились Ваши монархические взгляды и осмысление истории России как православного царства, империи. Отрадно, что Вы и современную нашу жизнь оцениваете именно с этих позиций.
Потом я с удивлением узнал, что Вы настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Сомино. Я родился в 1976 году в городе Пикалёво, тогда это был единственный действующий храм в Бокситогорском районе и меня в том же году, а позже, в 1982 году, и мою младшую сестру крестили именно в нём! Правда, я не знаю, кто был тогда настоятелем, очень бы хотел узнать, кто нас крестил. Знаю, что одно время был настоятелем даже батюшка Иоанн Миронов.
Помню, когда я начал интересоваться жизнью и трудами отца Серафима (Роуза), прочёл большую книгу о нём и об отце Германе (Подмошенском), и вскоре после этого опять же с удивлением узнал, что отец Герман приезжает на Леушинское подворье. Тогда я был на встрече с ним (по-моему, тогда я впервые посетил подворье), получил благословение батюшки. Мы были вдвоём с другом. Может быть из-за того, что молодёжи было тогда немного, отец Герман обратил на нас особое внимание, побеседовал с нами и не только благословил, но ещё и облобызал трижды по христианскому обычаю. Эта встреча мне запомнилась на всю жизнь, с тех пор всегда поминаю игумена Германа в своих молитвах.
Также давно я интересовался судьбами славянских народов, особенно православных сербов. С тех пор, как почти три года назад зарегистрировался Вконтакте, стал общаться со многими сербами. Одно из первых знакомств было с Даринкой (Дацей) Паунович, которая мне рассказала удивительную историю как она "Оплакивала своё многострадальное Косово, написала письмо в Россию, где оно было зачитано батюшкой Геннадием Беловоловым". "А потом - рассказывала мне Даринка - я чудесным образом встретила и самого батюшку на концерте в Белграде". А я подумал: "Опять чудесным образом, уже в который раз я слышу об отце Геннадии".
После этого, также Вконтакте, одна женщина с Украины писала мне, как она почитает святых царственных мучеников, и между прочим сказала: "Вам в Петербурге хорошо, ведь у вас там есть отец Геннадий Беловолов, который занимается "царской темой"".
После этого я уже перестал удивляться, что все мои пути ведут меня к Вам.
Не так давно я увидел в интернете Ваш Живой журнал, который также с интересом стал читать, а сегодня решил всё-таки хотя бы письменно к Вам обратиться, что хотел сделать уже давно.
Хочется хотя бы немного рассказать о себе. Мне очень отрадно, что Вы окормляете именно мои родные края - Бокситогорский район. До революции это был Устюжанский уезд Новгородской губернии. Все мои предки происходят из нескольких деревень этого уезда: Косые Харчевни, Заголодно, Чудцы, Журавлёво, Мышкино. Я много лет изучаю свою родословную. На сегодня собрал информацию более чем о тысяче человек и порядка четырёх тысяч фотографий. Самые далёкие из известных мне предков жили впервой половине - середине 19-го века.
Очень многое в истории моего рода связано со старинной деревней Журавлёво, Суглицким погостом и кладбищем, где стоит заброшенный уникальный восьмипрестольный храм 1830-го года постройки, а сам погост впервые упоминается в летописи в 1498 году. Некоторые фамилии моих предков (Костровы, Нажимовы) имеют тюркские корни. Предполагаю, что это связано с переселёнными в эти края татарами во времена Государя Иоанна Грозного. На журавлёвском кладбище похоронены сотни моих предков и родственников. Только сегодня мы родителями посещаем там порядка 50 могил, самые старые из которых - начала 20-го века, ещё дореволюционные.
Недавно нашёл в интернете формацию, что один из настоятелей Суглицкого храма, отец Николай Ивонинский был расстрелян в 1938 году. Не знаю, возможно, он канонизирован как мученик? Если нет, то как в таком случае нужно поступить? Известна ли эта информация кому-либо?
Примерно столько же могил мы посещаем на кладбище в пос. Ефимовский, каждый раз заходим в храм к отцу Анатолию, заказываем поминания на проскомидии.
Прочитал сегодня в Вашем Живом Журнале о том, что Вы были у монумента Петру Первому, и вновь удивительное совпадение - почти через неделю после Вас мы с друзьями ездили туда на машине, в минувшую пятницу.
Мне очень интересна история моего родного края, родных деревень. С жадностью собираю по крупицам исторические факты. Так, ещё в детстве с удивлением узнал от старшей бабушкиной сестры, что в моей деревне Косые Харчевни на реке Хвоёнке в Первую мировую войну стояли бараки с пленными австрийцами, чей труд использовался, по-моему, даже на ремонте Тихвинской водной системы.
Всё моё детство прошло в Косых Харчевнях, я много общался со стариками, изучил историю деревни, знаю историю большинства семей, родов. Многие мои предки служили в Императорской армии, сохранилось даже несколько фотографий тех времён.
Посылал запросы во многие архивы, в некоторых бывал лично. Например, в Москве получил пропуск для работы в Государственный архив древних актов, где собираюсь ещё побывать. Очень хочется поглубже изучить свою родословную и историю своего края, особенно интересна эпоха второй половины 19-го - начала 20-го веков. Хочется выяснить, кто из моих предков, односельчан воевал в русско-турецкую, русско-японскую и Первую мировую войны. Есть в деревне памятник солдатам, погибшим в Великую отечественную, а вот про солдат, погибших в Императорской армии пока ничего не известно.
Очень болит душа за современное состояние деревни, которая почти погибла. Мечта всей моей жизни - возродить жизнь православного русского крестьянства, какой она была в два последних царствования - это наивысший взлёт. Деревня - это душа России, маленькие ручейки, которые питают большие реки. Гибель таких ручейков смертельно опасна для страны.
Как гармонично было устроено общество в Царской России! Были сословия, у каждого из которых были свои права и обязанности, каждое выполняло свои функции. А сегодня мы все перемолоты в постмодернистской мясорубке, которая превращает нас в бесхребетную массу. Я, как потомственный крестьянин, чаю воскресения русского сословного общества, в частности, русского православного крестьянства. Возрождение деревни - это отдельная большая тема. Скажу только, что считал бы свою жизнь не зря прожитой, если бы мне удалось с Божьей помощью хоть в какой-то мере восстановить мою почти вымершую деревню Косые Харчевни. И, кстати говоря, затронутый в дискуссии в Вашем Живом Журнале вопрос о возможности организации паломнических поездок в наши края - Ефимовский, Сомино и т. д. Вселяет некоторые надежды. Ведь можно было бы с Божьей помощью организовать что-то вроде паломнического центра в наших краях с посещением всех местных святынь, достопримечательностей, с отдыхом в русской деревне, с погружением в крестьянскую культуру, быт, с традиционной кухней и так далее. Сохранился даже записанный обряд крестьянской свадьбы в нашей местности рубежа 19-20 веков.
Сам я уже почти 10 лет работаю преподавателем в Аграрном университете в Пушкине (куда меня привела также любовь к деревне, сельскому хозяйству); кандидат биологических наук, доцент, в прошлом году поступил в докторантуру. Но всё же чувствую, что душа моя "не на месте", постоянно тянет в родные края. Хотелось бы хоть что-то из моих задумок воплотить в жизнь.
Вот, батюшка, изложил Вам вкратце то, что "наболело" в душе. Надеюсь найти Ваше понимание, и, возможно, совет.
С уважением, Вадим.



крестьянство, Сомино, Россия, Ефимовский

Previous post Next post
Up