НЕБЕСНАЯ ВОСПРИЕМНИЦА СОВРЕМЕННЫХ ЛЕУШИНСКИХ НАСЕЛЬНИЦ

Mar 03, 2017 08:30



Наша дружная духовная семья на могилке леушинской монахини Серафимы

Не хотелось бы пропустить важную вчерашнюю дату леушинского календаря - день монашеского пострига регентши Леушинского монастыря монахини Серафимы (Пыхтенковой).

Леушинский монастырь затоплен Рыбинским водохранилищем. Большинство могил леушинских сестер пребывает под водой. Тем более нам дорога каждая сохранившаяся могилка леушинской подвижницы, особенно, если речь идет о Санкт-Петербурге.
В Северной столице сейчас известно две могилки леушинских монахинь:
1) могила монахини Арсении на Никольском кладбище Александро-Невской лавры,
и 2) могила монахини Серафимы (Пыхтенковой) на Смоленском кладбище.

Хочу рассказать Вам в день ее пострига о матушке Серафиме и о том, как она поучаствовала в постриге современных насельниц Леушинского подворья.

Монахиня Серафима - в миру Мария Ефимовна Пыхтенкова - происходила из крестьянского сословия. Родилась в 1869 году в с.Ольхово Череповецкого уезда, которое располагалось неподалеку от Леушино. Сейчас родина м.Серафимы находится под водой. О ней можно сказать, что она была леушанка как по рождению, по постригу, так и по самому духу. Грамоте девица Мария обучалась в церковно-приходской школе.

Старинный снимок Ольхово - родины м.Серафимы
Будучи еще отроковицей 15-ти лет она была отдана благочестивыми родителями в Леушинский монастырь (в 1884 г.).
Имея замечательный голос и слух, а также усердное прилежание, Мария Пыхтенкова проходила клиросное послушание. Овладев уставом богослужения, свыше 30 лет в Леушинском монастыре состояла уставщицей, регентшей и учительницей пения монастырского хора.
В число послушниц Мария определена только в 1897 г. после 12 летнего испытательного срока, а в монашество была пострижена в 1906 году 17 февраля. Постриг совершил духовник монастыря игумен Илларион.
О духовных качествах монахини Серафимы свидетельствует краткая, но емкая запись в ее формулярном списке: «Весьма хороших качеств, способна и усердна.» Ее в своих письмах к игумении Таисии называет и отмечает отец Иоанн Кронштадтский.
Без преувеличения можно сказать, что монахиня Серафима была одна из самых близких к игуменьи Таисии подвижниц обители.
О том, как ценила игумении Таисии свою постриженницу говорит тот факт, что монахиня Серафима в 1913 году (3 августа) в составе депутации леушинских сестер во главе с леушинской игуменией была удостоена высокой чести быть принятой в Петергофе Их Императорскими Величествами Государем Императром Николаем Александровичем и Государыней Императрицей Александрой Федоровной при поднесении Великокняжеского Стяга-Знамени Его Величеству Наследнику Цесаревичу ко дню Его рождения.
После кончины игумении Таисии в 1915 году и назначением настоятельницей Леушинского монастыря игумении Агнии монахиня Серафима была избрана на ее должность казначеи, став, таким образом, вторым лицом Леушинской обители.
Революционные потрясения отразились и на здоровье монахини Серафимы, и она в августе 1917 года написала прошение об увольнении от многотрудной должности казначеи. Однако митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) оставил ее при прежнем послушании регентши и учительницы пения монастырского хора, каковые послушания она несла вплоть до ср.1920-х гг.
За многие труды по казначейству ей было преподано архипастырское благословение, а к Пасхе в 1921 году по представлению Митрополита Арсения Новгородского и Старорусского за 25-летнее служение в должности регентши церковного хора была награждена патриархом Тихоном золотым наперсным крестом. Эта награда по сути приравнивалась к возведение в игуменский сан. Матушка Серафима, получив наперсный крест, получала и право благословения. Таким образом, игумения Агния обозначила свою преемницу на случай крайних и непредвиденных обстоятельств. Так что монахиню Серафиму можно назвать третьей настоятельницей Леушинской обители.
Об этом свидетельствует и обретенная нами несколько лет назад икона Казанской Богоматери с благословением монахини Серафимы в качестве старшей сестры.
Судя по всему, она и выполнила эту функцию в Петербурге на Леушинском подворье в 1920-е - нач.30-х гг. Об этом периоде мало известно. Но в период гонений она оставалась в Петербурге. Судя по надписи на могиле матушка Серафима преставилась в 1934 году (к сожалению, точная дата не указана). Ее могила находится буквально в пяти метрах от часовни блаженной Ксении и является ближайшей монашеской могилой к этому святому месту.
Для нас стало настоящим чудом открытие этой леушинской могилы, да еще в таком месте. Еще прошлой зимой известный петербургский краевед Вячеслав Савицкий рассказал мне, что ему удалось обнаружить могилку леушинской монахини на Смоленском кладбище. Я отложил ее посещение до теплого времени года.
Так получилось, что посетить открыть эту могилку удалось в особый день.
Когда на Леушинском подворье 27 августа 2016 г. был совершен первый постриг двух насельниц возрождаемой обители - инокинь Ангелины и Аркадии, сомнений, куда нужно совершить первое паломничество, не было. Сразу после литургии на Леушинском подворье в этот день мы все вместе поехали на Смоленское кладбище на могилку матушки Серафимы.
Меня поразило одно обстоятельство. Эта могилка находится в непосредственной близости от часовни блаженной Ксении Петербургской на расстоянии каких-нибудь метров пять. И я столько раз бывал у часовни, обходил ее вокруг, гулял вдоль и поперек и ни разу не заметил этой леушинской могилы, которая совсем рядом и на виду. По-видимому, нужно было, чтобы совершился первый постриг и началось возрождение Леушинской обители, чтобы эта дорогая для нас могилка открылась нам. Матушка Серафима как будто ждала этого дня, чтобы именно в это день благословить тех, кто продолжит уже новую леушинскую историю.
Я сказал нашим сестрам: «Примите благословение на Леушинские труды на этом гробе вашей предшественницы. Пусть матушка Серафима будет вашей небесной восприемницей. Пусть она благословит вас.»
Какое же это великое чудо для нас, что сохранилась эта могилка, что у нас в Петербурге есть теперь свое святое место. Как будто леушинские сестры подали нам знак из иного мира о том, что они тоже радуются этому постригу, полагающему начало возрождения Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге.
Мы послужили панихиду, видимо, впервые за последние 80 лет, помянув на ней не только монахиню Серафиму, но и приснопоминаемую игумению Таисию, и всех леушинских сестер, почивающих под спудом вод Рыбинского водохранилища и разбросанных по многим концам Русской земли. Это была какая-то радостная и светлая панихида, какая бывает в светлые пасхальные дни.
Фотографии в альбоме «Леушинское подворье», автор taisiinskij-koncert на Яндекс.Фотках




Как сохранился этот крест на могилке матушки Серафимы в течение 80 лет, остается загадкой! На него во время панихиды мы возложили наперсный крест св.Иоанна Кронштадтского.



"Примите благословение на леушинские труды на этом гробе вашей предшественницы." Первые постриженницы возрождаемого Леушинского монастыря.




Соборная сестринская панихида






Инокиня Аркадия




Инокиня Ангелина




монашество, Леушинское подворье, панихида, леушанки, память

Previous post Next post
Up