...Хотел бы пригласить Вас на виртуальную экскурсию по моему дальнему приходу.
Прежде всего храм Петра и Павла.
Подробнее о нем расскажу как-нибудь позже. Теперь у меня для этого будет много времени и поводов. Самое главное, что храм наш не простой - а царский. Построен он был в память о трудах в этих краях императора Петра Алексеевича. Отсюда и посвящение храма его небесному покровителю апостолу Петру, отсюда и памятник императору-труженику в ограде церкви, отсюда и ангел с крестом на шпиле колокольни. Теперь, наверно, будет понятно, почему наш храм даже в википедии назван «второй Петро-Павловкой». Первая стоит в центре Санкт-Петерубрга. Ну а где вторая, теперь вы сами знаете.
Сельский батюшка - это прежде всего образ жизни, наиболее близкий к крестьянскому. На приходе все приходится делать самому. Конечно, есть помощники-прихожане, но все равно основная работа на твоих плечах.
На приходе много времени уходит на обеспечение жизнедеятельности: натопить печку, наносить воду, почистить снег. Если что-то пропустишь, забудешь или поленишься сделать, потом сам сильно пожалеешь. Не протопишь во время печку днем, ночью будешь спать в холоде. На селе нужно всегда вперед думать. Даже не знаю, кто мог придумать пословицу «Русский человек задним умом крепок». Это явно был горожанин. На селе как раз только передним умом и можно прожить.
Какой же сельский приход без дома батюшки!?
«Вот моя деревня; Вот мой дом родной» - эти строки школьного стихотворения невольно вспоминаю, когда приезжаю на приход, и вижу свой маленький домик. Дом может быть и большой, ноприходу принадлежит меньшая половина. История такая: этот приходской дом построили накануне революции, но не долго он послужил жилищем для батюшек. В 1930-е гг закрыли церковь, батюшку попросили из дома. В доме поселилась семья. Каким образом, история умалчивает. После войны храм вернули. А от дома удалось получить только меньшую половину. Говорят, новые хозяева все же сжалились над батюшкой, пустили пожить. Так до сих пор это разделение и сохраняется, что выражено в его фоормлении. Церковная полоивна выкражена под цвет храма, мирская - под дерево, да еще со стеклопакетами. Там живут дачники из Пикалева, приезжают на летние месяцы. А зимой, получается, я как бы сторож их дачи.
Древнегреческие философы утверждали, что основой бытия являются огонь и вода. Я в этом убедился в первый же год жизни в Сомино. Без воды и огня жизнь на селе невозможна, - это мое маленькое открытие. На селе обе эти жизнетворные стихии имеют свое конкретное материальное воплощение в образе колодца и дровяника.
Вот мой колодец - источник жизни. Его почему-то в селе называют святым. Я не возражаю. Хотя его просто выкопал мой предшественник по служению. Колодец глубокий - семь колец, то есть более 7 метров. Ведро летит в темную глубь несколько секунд. Именно поэтому оно столь побито и имеет такой бывалый вид. Пару раз отрывалось, но его удавалось выловить со дна.
Самая лучшая зарядка - с утреца набрать в дом воды на целый день. Для правой руки отличная тренировка. Из этого же колодца я набирал воду и для Леушинского подворья. Привозил несколько баков, хватало на неделю-две.
Из него же мы берем воду для водосвятий. На праздник Крещения бывает колодец вычерпывается до дна, последние ведра идут уже с песком.
А вот и дровяник - источник тепла в доме.
Он уже старый, самого уже пора на дрова отправлять. К сожалению, на эту зиму дров не заготовлял, думал, хватит остатков. Кто-ж знал, что придется топить теперь каждый день. Дрова приходится экономить. В следующем году буду умнее.
Удобства на улице, со всеми вытекающими последствиями.
А банька функционирует в летнем режиме. Зимой до нее не добраться.
Рядом с домом в огороде стоит "царская беседка".
Царская она потому, что была изготовлена к первой соминской ярмарке и в ней глава районной администрации царя Петра встречал. Стояла она на берегу реки. А после ярмарки пацаны стали в ней ночами костры жечь, до утра засиживаться. Местные жители мне и сказали: "Сами придумали, вот и забирайте себе." Я не отказался, перевез к дому. Такой вот царский подарок. Теперь здесь по лету на праздники народ кормим, да и сами трапезуем. А зимой инвентарь храним.
Ну а теперь, добро пожаловать в дом, дорогие гости.
В центре избы - печка, моя первая помощница, - всегда согреет и тело и душу. От нее какой-то живой дух идет,когда хорошо натопишь. Печка хорошая, разжигается с первого полена, долго тепло хранит. Сколько уж лет служит верой и правдой сельским батюшкам!
Дом снаружи кажется большой, а внутри то всего две комнатки. Так что пришлось три года назад веранду пристроить.
Это главная комната - горница, то есть гостиная. Здесь принимаю гостей. Даже владыка Мстислав здесь чаек пил. А вчера комиссия приезжала, опись имущества делала. Тоже здесь принимали. Сколько за этим столом разговоров говорено-переговерно. Тут же, как видите, строчу в интернет.
Святой угол в избе - главное. Тут с Богом беседуем.
Вид из окошка церковного дома. Это мой наблюдательный пункт на Сомино.
Кстати, все снимки внутри дома делал без предварительного наведения порядка. Все, как есть на самом деле. Приезжайте, убедитесь.
Пока водил экскурсию, настал вечер.Сомино готовится ко сну.
Я не сказал о прихожанах, но это особый рассказ...