На святую Варвару наши прихожане напекли особые пряники, которые у нас на приходе называют - «варваринские треугольники». В этом году их напекли как никогда много, хватило всем пришедшим на праздник. На блюдах можно было увидеть пять разновидностей пряников, - у каждой хозяйки получается по-своему.
Откуда такой обычай? Тут нужно посмотреть в корень. На Руси пироги да пряники всегда были национальной традицией, а в каждом доме - лицом стола. "Россия" и "пироги" давно уже стали синонимами.
Еще в древности заморские путешественники обратили внимание на русские пироги. К примеру, Адам Олеарий в 17 веке в своем «Описание путешествия в Московию» писал: «Между прочим, у них (русских) имеется особый вид печенья, называемый ими "пирогом". Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять».
Интересно, что происхождение самого слова «пирог» связывают с понятием «пир», то есть получается, что пир там, где есть пироги, а "пир на весь мир" без пирогов не получится. А сколько пословиц и поговорок связано с пирогами: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Красно гумно стогами, а стол - пирогами».
Каждому празднику на Руси свой пирог пекли. Были и свадебные, и именинные, и поминальные. Было великое множество видов пирогов, куличей и пряников.
Главный кулич готовился на Пасху и освящался в пасхальную ночь. С него начиналось разговенье. А Великим постом пекли жаворонки, кресты, лествицы.
На день Ангела выпекали именинный пирог в честь своего святого. Его перед вкушением обычно преламывали крестообразно, в чем можно увидеть отзвуки «чина благословения и резания кóлача», распространённого в Балканских странах, прежде всего у сербов, где тоже ломают крестообразно т.н.славский колач. Этот чин вошел в южнославянские требники и совершается в храмах и поныне. Кстати сказать, в Петербурге была предпринята попытка употреблять этот чин в одном из храмов
http://www.serafim-kupchino.ru/news/108/.
По сути наши приходские пряники в день Варвары - это своего рода именинный пирог в день именин нашего храма.
Мысль о том, чтобы такое испечь на праздничный стол в день святой Варвары, можно сказать, подсказал Иоанн Кронштадтский. Когда мы стали на праздники св.Иоанна Кронштадтского готовить пироги с яблоками, которые любил вкушать Дорогой Батюшка, это оказалось органичным дополнением к празднику. Возникло желание что-то испечь и на Варвару. Но что? Стали искать ответ в житии святой и дошли до рассказа о строительстве бани. Если помните, святая Варвара в отсутствие отца-язычника повелела в новой бане сделать не два, а три окна - в честь святой Троицы. В честь этих трех окон и родилась идея «варваринских треугольников». Теперь это уже, можно сказать, прочная традиция, которая существует на приходе уже много лет и нравится всем прихожанам, особенно в восторге от нее дети.
В этом году самые красивые «варваринские треугольники» получились у Дарьи Шитовой. Она супруга Дмитрия Шитова, потомка петербургского купца, пожертвовавшего еще до революции участок земли под строительство Леушинского подворья. Приятно, что спустя 100 лет сохраняется связь с потомками благотворителей игумении Таисии и Иоанна Кронштадтского.