"От креста наперсного - к кресту поклонному". К 200-летию духовной наставницы Иоанна Кронштадтского

Oct 27, 2016 22:19



В газете "Галичские известия" опубликовали хороший материал о двухсотлетии Параскевы Ивановны Ковригиной журналистки Инны Козыревой
http://galich.smi44.ru/materialy-gazety/ot-kresta-napersnogo-k-krestu-poklonnomu/



Чудеса - случаются. Даже в наши скептические времена, когда, кажется, всему найдется объяснение в вездесущем интернете, а исследования ученых не оставили незаполненных страниц ни в безграничных галактических просторах, ни в природе мизерных частиц, ни в седой глубине времен, ни даже в бездонном колодце человеческих душ.
Тем ценнее (точнее - бесценней) нежданные и сокровенные обретения, которые, словно солнечный луч, прорезают вдруг безысходно-серое осеннее небо, озарив за пеленой низких туч бескрайний светлый горизонт. Таким чудесным обретением, нежданным бесценным подарком стал для галичан визит гостей из северной столицы, с родины святого праведного отца Иоанна Кронштадтского и привезенная ими весть о том, что сподвижницей Чудотворца, духовной его наставницей была наша землячка, крестьянка из галичской глубинки, Параскева Ивановна Ковригина.

В Кронштадте, где память об отце Иоанне бережно хранится, как величайшая святыня и величайшее сокровище, также каждому воцерковленному человеку известно и имя Параскевы Ковригиной - блаженной старицы, во многом трудами, верой и преданностью которой просияло имя Чудотворца Иоанна Кронштадтского далеко за пределами его родного прихода и родного края.

Из уст в уста передается здесь история о том, как приехала она из глухой деревни в Кронштадт и, едва оказавшись в незнакомом строгом городе, пошла искать немногим кому из местных известного, а уж ей и совсем не знакомого, отца Ивана, которого она и фамилии-то не знала. Как нашла его в Андреевском соборе и на исповеди обратилась с просьбой быть подле него до конца дней и служить прославлению его чудесного дара исцеления душ и тел человеческих, о котором сам батюшка в то время и не помышлял.

В любом кронштадтском храме обязательно найдется добрая, тихая старушка, которая расскажет вам, как именно по настойчивой просьбе старицы Параскевы впервые прочел отец Иоанн над ложем тяжело больного дерзновенную молитву со слезами на глазах об его исцелении, и как Господь исполнил его мольбу на глазах изумленных близких, попрощавшихся уже с родным человеком. И историю величайшей святыни - Наперсного Креста Иоанна Кронштадтского, - подаренного чудесному батюшке благодарными прихожанами, воодушевленными неутомимой старушкой в простеньких круглых очках, вспомнят. Расскажут вам и о том, как во время отпевания преставившейся тихо и назидательно, с молитвой на устах, блаженной старицы Кронштадт был полон богомольцами, пришедшими дать «последнее целование» той, которая научила их любить святую Церковь, ее пастырей и только у них искать благодатной помощи в дни печали.
В городе на берегу Финского залива многие знают путь на старинное Троицкое кладбище и без труда помогут отыскать красного кирпича часовенку, возведенную по настоянию самого Иоанна Кронштадтского над могилой Параскевы Ковригиной, и заодно расскажут историю, как рухнувшую во времена советского и постсоветского безбожия усыпальницу восстановили силами благотворителей, а две прекрасные византийские иконы для нее подарил мэр греческого города Нафплионе, где особо почитается святая покровительница Параскевы Ковригиной - преподобномученица Параскева Римская.

Словом, в Кронштадте и в самой северной столице галичанку Параскеву Ивановну Ковригину помнят и уважают. А вот на родине имя это до недавних пор было мало кому известно. Но теперь и оно вернулось на родную землю, и память о чудесной землячке возвращается.

Чудесную миссию - вернуть Галичу забытое имя блаженной старицы взял на себя известный петербургский священник, создатель и директор Мемориального музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов, который сегодня в России по праву считается главным хранителем памяти Всероссийского Батюшки. Вместе с ним в Галич прибыли Аркадия и Ангелина - сестры Сестричества памяти игумении Таисии на Леушинском подворье, где отец Геннадий - духовник. Время для неблизкой поездки было выбрано неслучайно: 27 октября 1816 года (13 октября - по старому стилю) в большой крестьянской семье Ивана и Иулии Ковригиных в деревне Фаладино (в другом варианте - Фаладьино) Галичского уезда родилась младшая из пятерых детей - Параскева. Именно она, с детства решившая посвятить себя служению Богу, получила в середине праведной своей жизни необычное благословение старца Решминской (возле Кинешмы) пустыни иеромонаха Илариона, любимого ученика Серафима Саровского: «Пришло время тебе идти на путь добра, оставив дом свой. Иди в Кронштадт, там возсияло новое светило Церкви Христовой - отец Иоанн! Иди и служи ему! Мое благословение да будет с тобою!», - и стала своего рода предтечей Всероссийского Батюшки.

За два дня пребывания в Галиче отец Геннадий с сестрами успели сделать многое, чтобы имя блаженной старицы просияло на малой ее родине так же, как когда-то имя Иоанна ярким светочем зажглось на невских берегах благодаря ей. Сразу по приезду они провели в Галичском краеведческом музее встречу со школьниками. Всесторонне образованный человек, отец Геннадий кроме служения в Святой Церкви ведет в миру огромную просветительскую работу: он - создатель и руководитель музея святого Иоанна Кронштадтского, автор научных статей по его наследию, книг и статей по церковной истории и о современных подвижниках, творчеству Ф.М. Достоевского, а также ведущий радиопрограммы на «Православном радио Санкт-Петербурга», автор и комментатор информационного агентства «Русская линия». Лауреат премии Клуба Православных журналистов в Москве «За работы по изучению наследия святого Иоанна Кронштадтского». И это далеко не все чины и регалии протоиерея Геннадия Беловолова. Неудивительно, что он оказался прекрасным рассказчиком и смог за короткое время передать юным галичанам всю силу духовного подвига нашей землячки, увлечь их историей ее необычной для сегодняшнего человека судьбы.



В тот же день во Введенском кафедральном соборе для поклонения прихожан был выложен тот самый Наперсный Крест Иоанна Кронштадтского, который на тридцатилетие служения отца Иоанна 19 октября 1884 года подарили прихожане, воодушевленные на этот знак величайшей благодарности и почтения старицей Параскевой.



Но главное действо, ради которого и проделали неблизкий путь батюшка с сестрами, произошло в самый день двухсотлетия Параскевы Ковригиной. Отслужив с утра литургию во Введенском храме, отец Геннадий, Благочинный Галичского округа церквей отец Александр в сопровождении представителей галичского духовенства и верных прихожан, отправились на родину Параскевы Ивановны - в деревню Фаладьино. Точнее - на место среди галичских полей и лесов, где много лет назад стояла эта небольшая деревня в полтора десятка домов.



Роль сопроводителя процессии взял на себя директор ЗАО «Галичское» по птицеводству Василий Комиссаров, которому хорошо знакомы эти места: по соседству, в селе Морозовское, - его родительский дом. В преддверии чудесного визита они с отцом Александром (Шастиным) побывали на месте бывшей деревни, проторили (насколько это возможно) дорогу туда. Узнав, что на месте рождения блаженной старицы планируется установить Поклонный крест, отметив святое для Галича место, Василий Борисович вызвался помочь в изготовлении креста.



В назначенное для молебна время он доставил деревянный крест на родину Параскевы Ковригиной, туда же прибыли священнослужители, прихожане, глава Галичского муниципального района Александр Потехин, со своей стороны тоже оказывающий всяческое содействие в возвращении памяти об удивительной землячке на родину. Картина, представшая глазам прибывших, оказалась неутешительной: пустынное место, заросшее бурьяном, не сохранило следов стоявшей здесь когда-то крепкой деревеньки. Только каменный мусор, бывший когда-то основанием крестьянских изб, напоминал о жизни, некогда текшей здесь, да одиноко стоящие среди пустыря вековые деревья словно отмечали места бывшего жилья.



В числе паломников была Нина Александровна Храмцова. Сама она живет в Галиче, но несколько поколений ее семьи рождались и жили в Фаладьине. Знакомство с этой женщиной очень заинтересовало петербургских гостей. А тем паче - ее удивительный рассказ, который еще в детстве она слышала от матери (а та - от своей матери). В самом Фаладьине храма не было, и жители его ходили на службу в Богородицкую церковь села Тушебино. Так вот рядом с дорогой к храму местные жители в конце 19-начале 20 века время от времени видели огонек, словно в дупле дерева кто-то зажигал яркую лампадку. Шли в темноте на огонек - и не находили его. Искали и при свете дня чудную лампадку - не находили.



«С памятью о Прасковье Ивановне Ковригиной этого чуда в деревне не связывали, обманывать не буду, - рассказала Нина Александровна, - но ведь ни мама моя, ни бабушка и вообще о ее подвижнической жизни ничего и не знали». Показала она и место, где, возможно, находился родительский дом Параскевы - там теперь только одиноко стоит высокая старая береза. Но точно ли это был дом именно Прасковьи, она сказать не могла: «В деревне, как я помню, фамилия ее редкой не была: три семьи Ковригиных в Фаладьине жили».

Поэтому, решая, где установить Поклонный крест в честь боголюбивой старицы, к старой березе не пошли: выбрали место на возвышенности, с которой два века назад вся деревня была, как на ладони.
Возле высокой, благородной липы, рядом с которой выкопан был чьей-то натруженной крестьянской рукой небольшой хозяйственный прудик, водрузили деревянный крест и вознесли к небу молитвы.



Завершением молебна стало освящение Поклонного креста: к разверстым «рукам» скромного деревянного восьмиконечного православного креста галичской крестьянки приложили украшенный богатыми каменьями Наперсный крест Кронштадтского Чудотворца, смиренному служению которому посвятила жизнь Прасковья Ковригина. И не было для присутствующих в эту минуту на молебне различия в ценности этих святынь: не драгоценные украшения или скромность краски, покрывающей сосновые брусья, определяют ее, но только искренность и сила веры, обращенной на них...

В ту самую минуту, когда по окончании молебна обратился к прихожанам отец Геннадий с краткой проповедью о духовном подвиге кроткой дочери этих мест, в небе над бывшей деревней показалась одинокая птица. Покружившись невдалеке от освященного места, села она на ветви именно той самой березы, возле которой, возможно, и стоял родительский дом Параскевы Ковригиной. И на минуту меж плотных низких осенних туч блеснул солнечный луч, осветив далекий, светлый горизонт. Как же все-таки удивительно, что и в наши скептические времена случаются в обыденной, суетной повседневности необъяснимые, удивительные вещи - чудеса.

P.S. «Возможно, станем мы когда-нибудь свидетелям и нового чуда, - сказал, прощаясь с освященным местом, отец Геннадий. - «Не умре девица, но спит», - произнес на погребении своей духовной наставницы отец Иоанн и обратился к ней с глубочайшей по своему значению просьбой: «...и если обретешь дерзновение у Господа, помолись ему о нас, странниках земных, да и нас сподобит перейти туда в мире, оправданными Его благодатью и Кровью», - признав тем самым святость блаженной старицы. Нам надо вместе идти по пути признания особых заслуг галичской старицы перед Господом и, возможно, когда-то мы станем свидетелями ее канонизации. Наша вера, наша память и наша благодарность - в помощь»

Параскева_Ковригина, юбилей, паломничество, Иоанн Кронштадтский, память

Previous post Next post
Up