ДВУГРИВЕННЫЙ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО. К истории Леушинского подворья

Dec 11, 2016 16:11

Как Иоанн Кронштадтский умножил двугривенную монетку




Бывают разные юбилеи...
Вот у нас оказался необычный юбилей - 125-летие сделки купли-продажи участка под Леушинское подворье игуменией Таисией. Об этом юбилее мы бы, наверное, не вспомнили, если бы не сегодняшнее событие.
Но здесь необходим исторический экскурс в историю нашего подворья.
В 1891 году игумения Таисия была озабочена идеей устроения в Санкт-Петербурге подворья Леушинского монастыря. В течение почти двух месяцев поздней осенью она занималась поиском места.
В декабре около 8-го числа она узнала о продаже места по Бассейной улице (ныне - Некрасова) на углу Знаменской (ныне - Восстания). Найдя его, она увидела пустое место между 2-мя огромными домами, а в глубине двора ветхий деревянный флигель. Хозяин места Иван Бобков назвал цену - 9000 руб. Игумения Таисия направилась обратно к калитке; но Бобков остановил ее словами:
- Что ж Вы посмеялись, что ли надо мной, выспросили и ничего не ответив, уходите?
Не до смеха мне, когда я все ноги избила, ходивши в поисках места; а ответить что же я могу теперь? - Вы просите 9 тысяч, а у меня и 9-ти рублей нет». - отвечала матушка
Так на что же Вам и место искать, если и 9-ти рублей нет, - удивился Бобков.
Место мне нужно под часовню, а если бы разрешили, так и под Церковь, а относительно средств, я подумаю к кому бы обратиться и попрошу; у самой же у меня, конечно, нет их, оттого я и не сказала вам ничего.
Так так бы и говорили, - возразил Бобков, - для Церкви и цена другая будет, всякому дорого, чтобы на месте его жительства храм Божий возсиял! Если станете строить Церковь, то я 1000 р. спускаю, приготовляйте только 8.000 р. Да прошу Вас поскорее дайте ответ, а то ведь у меня покупают, могу покупателей лишиться.
После этого красочного диалога игумения Таисия решила встретиться с отцом Иоанном Кронштадтским, чтобы испросить у него благословения. Единственное место, где можно было наверняка встретить Дорогого Батюшку в Санкт-Петербурге, был Балтийский вокзал, откуда о.Иоанн обычно возвращался из Петербурга к себе в Кронштадт.
К 7-ми часам вечера к последнему рейсу поезда она была на Балтийском вокзале, и не ошиблась. Встретив своего духовного отца, она успела сообщить ему о своей находке. Батюшка не только одобрил место на Бассейной, но сказал, что это место сам Бог послал матушке Таисии, за ее труды на пользу обители.
И здесь произошло то событие, ради которого собственно я и предпринял этот экскурс.
Отец Иоанн дал в благословение матушке Таисии двугривенный на начало сбора пожертвований на строительство Леушинского подорвья, пожелав, чтобы с его легкой руки эти 20 копеек приобрели бы «20 сотен». «И что же? - писала игумения - На другой день, отстояв в Казанском соборе раннюю Литургию, я пошла к своему знакомому купцу Д.К.Кононову, которому давно были известны мои поиски места и передала ему результат. Он тоже весьма одобрил место и сряду же дал мне на приобретение его 2000 р. (20 сотен по слову о. Иоанна). Затем стала ходить к другим знакомым благодетелям и в течение одной недели собрала около 6000 р., с которыми и пошла к Бобкову, который и еще уступил мне 300 р. на поминовение своих родных, а оставшиеся 1.700 руб., обещал подождать и мы приступили к совершению актов».

После знакомства с этой удивительной историей мне захотелось увидеть этот самый двугривенный, который стал первым пожертвованием на наш храм. Захотелось найти такую монетку, сыгравшую столь важную роль в истории подворья, и поместить ее как артефакт в нашем подворском музее.
Этой идеей я поделился с нашим прихожанином Михаилом, доцентом кафедры микроэлектроники одного петербургского вуза, который серьезно увлекается нумизматикой. Он порылся в интернете, специально посетил нумизматические аукционы, пообщался с коллекционерами. Периодически он сообщал мне о результатах своих поисков. Одним из этих результатов стало то, что я сам стал специалистом по двугривенным.
Как оказалось, двугривенным называли в просторечии монету номиналом 20 копеек, которая выпускалась в России с 1764 года по указу Екатерины ΙI. Монета была выполнена из серебра 750-й пробы, весом 4,8 грамма. Она массово чеканилась при всех российских императорах (кроме Павла I) вплоть до революции. (После 1917 года ходил советский двугриневик вплоть до 1991 г.)
Поиски двугривенного длились почти полгода. Наконец, вчера после всенощного бдения ко мне подошел Михаил и показал в полиэтиленовом пакетике долгожданную монетку. Она имела такой начищенный серебряный блеск, что я невольно спросил: «Это новый или старый?» - «Обижаете, батюшка! Ведь вам нужен старый, точно такой, какой Иоанн Кронштадтский благословил игумении Таисии. Я его и нашел». - «Где же вам удалось его найти?» - «Признаюсь, в моей коллекции был экземпляр двугривенника, который я хранил многие годы, еще с молодости. И я решил в конце концов пожертвовать его вам в музей...»




Я искренне поблагодарил Михаила за дар. «Эта монета стала для нас еще дороже... Верим, сам Батюшка отец Иоанн вновь послал нам свой двугривенный»
Михаил задумался и сказал: «Батюшка, а ведь не исключено, что отец Иоанн мог благословить Таисии именно монетку». - «По теории вероятности этот вариант не исключен. Но нам достаточно того, та монетка была точно такая...»
Я осмотрел небольшую монетку, представляя себе, как ее некогда Дорогой Батюшка благословил матушке Таисии. На лицевой стороне, т.н. аверсе, был изображен герб Российской Империи, а обратной стороне, реверсе, надпись «20 копеек. 1864 г.» Меня удивило то, что номинал был начертан довольно мелко, так что трудно было сразу прочитать. Видимо, монетка узнавалась по другим приметам: аверс, диаметр, вес.
Тут же в храме вокруг нас собрались прихожане, заинтересовавшиеся находкой. Мне пришлось рассказать историю, как такой же этот двугривенный чудесно умножился по слову отца Иоанна до двух сотен рублей. И тут произошло одно небольшое, но приятное чудо. Когда я дал монетку в руку подержать одной прихожанке, известной петербургской журналистке, также оказавшейся на всенощном бдении, она вдруг сказала: «Мне в прошлую субботу вручили премию от музейных работников за лучший материал. Я хочу, чтобы этот двугривенный тоже умножился, как и при отце Иоанне». Она достала крупную купюру и накрыла ею монетку на моей руке.
«Чудеса отца Иоанна продолжаются», - оставалось сказать мне, - «Надеюсь, что продолжение последует...»
Мы все вместе проследовали в подворский музей и тут же установили новый экспонат в экспозицию у портрета Дорогого Батюшки Иоанна Кронштадтского с благодарностью за его благотворительную помощь...
Совсем поздно я посмотрел в книге «Историческое описание Леушинского монастыря», когда же был этот случай с монеткой. Это было в декабре 1891 г., то есть ровно 125 лет назад. Вот такой неожиданный юбилей, который мы, как мне кажется, весьма достойно отпраздновали.


игумения Таисия, Леушинское подворье, юбилей, непридуманные истории, история, чудо, Иоанн Кронштадтский

Previous post Next post
Up