День Милорадовича в Петербурге. Часть 2.

Dec 29, 2015 16:06


После отслуженной панихиды мы проследовали в дом Союза художников, что на Б.Морской 38, где состоялся торжественный акт памяти. Именно на этом месте располагался дом, в котором жил Милорадович с 1818 по 1825гг. и откуда выехал на Сенатскую площадь навстречу своей смерти. После его мученической кончины его дом перестраивался, но, тем не менее, для нас это мемориальное место и весьма символично, что на месте этого дома произошло торжественное памятное мероприятие. Выступили известные петербургские общественные деятели - Борис Туровский, также я сказал вступительное слово, вслед за мною выступил известный народный ополченец Игорь Иванов, предложивший обратиться к властям города с просьбой переименовать переулок Каховского и вернуть ему историческое имя. Это необъяснимо, что в одном городе стоят два памятника взаимоисключающим личностям - убийце и его жертве. Поэтому нам необходимо определиться - с кем мы? Если мы называем переулок именем Каховского, то это апология терроризма. Мы в Сирии ведем борьбу с международным терроризмом, а в тылу - в наших городах прославляются исторические террористы. По всем международным законам Каховский - это откровенный террорист. Властям нельзя раскалывать сознание современного общества подобной поляризацией ценностей, ибо невозможно человеку одновременно почитать Каховского и Милорадовича. Иначе это приведет к раздвоению личности, а в масштабах общества - к политической и нравственной поляризации общества. Зачем это государству? Прежде всего, нам необходимо навести порядок в наших умах. Ныне мы говорим, что Милорадович был прав, а Каховский - это преступник, поэтому преступно нарекать улицы в честь убийц. Конечно, встает вопрос: как достучаться до наших властей?
Далее с публичной лекцией выступил известный петербургский историк, научный сотрудник музея Артиллерии Евгений Иванович Юркевич. Большой знаток ХIХ века произнес блестящую речь - живой рассказ от души, насыщенный фактами и оценками. Два часа его лекции прошли на одном дыхании, совершенно незаметно. В своей лекции историк раскрыл истинное лицо декабристов. В советское время была предпринята активная пропагандистская работа по романтизации и идеализации декабристов, поскольку именно к ним возводили свои корни последующие революционеры ХIХ и ХХ вв. Нам известны эти политические афоризмы, что декабристами кого-то разбудили. К сожалению, это побудка продолжается и по сей день. Ныне кое-кому все еще не спится. А в советские годы был создан настоящий культ декабристов. Если насчет большевиков многим было ясно уже в советское время, потому что они сами себя разоблачили кровавым террором, то декабристы оставались неприкасаемыми - идеальные герои «Звезды пленительного счастья». Декабристы были иконами революционного движения. Тем более ценен мужественный поступок историка, который безбоязненно открывает подлинные лица декабристов, которые пригодятся не для героического кинематографа, а для комического кино. В реальности декабристы оказались трусами - предавали друг друга, а как они себя вели на Сенатской площади! Достаточно вспомнить, что К.Рылеев устав или струсив, ушел домой, а Трубецкой, назначенный диктатором, вообще не явился на восстание. А как они себя вели на следствии? Друг друга сдавали пачками! Только один Пестель назвал почти 70 имен! Поэтому следствие было проведено в рекордно короткие сроки, небывалые для такого масштабного дела - было привлечено к суду около 600 человек. За полгода раскрыли дело и вынесли справедливый и объективный приговор, что стало результатом активного сотрудничества со следствием бывших революционеров. Нужно знать, как декабристы жили на каторге - за многими революционерами поехали не только жены, но и прислуга, подчас до 25 человек. Дома на каторге были обставлены на петербургский манер. Юркевич привел суммы расходов, которые на себя тратили декабристы, и приходишь к выводу, что не каждый помещик мог позволить себе такие траты, как декабристы на каторге. Требуя отмены Самодержавия, декабристы сами предполагали установить жесточайшую диктатуру, призывая к отмене крепостного права, никто из революционеров не освободил ни одного крестьянина. Именно Милорадович освободил крестьян! Поэтому возникает вопрос: Что нужно было декабристам? Как сказал один архиерей, живший в ХIХ веке, «господа с жиру бесятся». Грибоедов весьма презрительно отзывался о ста прапорщиках, которые возомнили перевернуть всю Россию. Советский фильм «Звезда пленительного счастья», по которому наши современники что-то знают о декабристах, Евгений Иванович Юркевич оценил весьма хлестко. Если кто и соответствует исторической правде в этом фильме, так это собачка одного из декабристов по кличке мопсик, а все остальные безбожно перевраны и безудержно идеализированы. Жена декабриста целует кандалы своего мужа, когда они их даже и не носили.
Словом, у Юркевича вышла программная лекция - новый манифест. Он проанализировал программы, образы, тактику декабристов - энциклопедическая полнота в одной лекции.
Далее все присутствующие, почти сто человек, отправились к памятнику Николаю Первому, где возложили цветы в день его восшествия на престол. Мы возгласили вечную память по приснопоминаемому Государю Николаю Павловичу, или как его назвали Подвиголюбивому, а затем Незабвенному.
После этого процесса мы отправились на Сенатскую площадь, где в этот день произошла человеческая трагедия - по самым скромным подсчетам погибло около ста нижних чинов, причем не один из главарей бунтовщиков на самой площади не пострадал, не пролив ни капли крови. Они прятались за спины солдат или уже успели разбежаться по квартирам, что является весьма симптоматичным фактом. Никто из декабристов на Сенатской площади не пострадал, но они успели убить Милорадовича, Стюрлера, а многие офицеры, верные Государю, были ранены. Солдаты оказались в заложниках, их втянули в эту авантюру, основанной на откровенной лжи. Как известно, солдатам Московского полка А.Бестужев врал о том, что Константин Павлович и Михаил Павлович закованы в кандалы - их надо освобождать от самозванца Николая Павловича и т.д. Главари требовали, чтобы солдаты кричали за Константина и за Конституцию (супруга Константина). Декабристы опустились до вранья своим сослуживцам. Восстание на Сенатской площади - это результат обмана, лжи, измены и предательства. Спустя сто лет эти слова запишет Император Николай Второй в своем дневнике в день отречения от престола. Меняются времена, действующие лица, а основы революции остаются одними и теми же - измена, трусость и обман.
На Сенатской площади мы провели историческое исследование - вспомнили описание событий, реконструировали дислокацию бунтарей, которые выстроились у Сената вблизи памятника Петру Первому. И вспомнили, как стояли правительственные войска вдоль Адмиралтейства. До наших дней сохранился рисунок смертельного ранения М.Милорадовича.
На основе этих данных мы примерно определили место, где мог быть убит генерал. И на этом месте из живых цветов выложили еще на зеленом, благодаря теплой зиме, газоне крест. Это было очень трогательно, цветов было много. Мы поставили свечу, воспели вечную память и вспомнили о том, что три года тому назад, в год двухсотлетия Отечественной войны 1812 года, был проект по установление памятника Милорадовичу на месте его гибели. Но ГИОП воспротивился, объясняя, что это невозможно сделать на исторически сложившемся ансамбле Сенатской площади. Спустя три года мы установили памятник генерал-губернатору, но историческое место мученической кончины остается никак не обозначенным. Это глубокая историческая несправедливость. В этот день мы воздвигли тот памятник, который смогли сделать своими руками - крест из живых цветов, горящая свеча, молитва. Я глубоко убежден, что необходим памятный знак на месте гибели Милорадовича, пусть не такой высокий, как его памятник у Московских ворот, а простая плита на земле, которая обозначит место героической гибели героя Войны 1812 года и героя Сенатской площади. Сегодня именно Милорадовича мы называем героем Сенатской площади, на которой должен воссиять памятный знак в честь героя.
Памятный день Милорадовича - это наш ответ декабристам. Конечно, мы не переоцениваем масштаб памятной акции, которая не имела государственного статуса и общегородского масштаба, но всё всегда с чего-нибудь начинается. Даст Бог, из этой искры возгорится благодатное пламя нашей памяти и ценностей. Это наш ответ бунтарям. Ныне можно осторожно говорить о том, что государство начинает переосмысливать свои исторические ценности. Наша акция была плодом общественной инициативы. Государство хотя бы не выступало против, иначе невозможно было бы осуществить нашу задумку. Ведь музей, где покоятся останки Милорадовича, принадлежит государству. Дом Союза художников также пошел нам навстречу, что нужно ценить и за что необходимо выразить благодарность. Слава Богу, государство не мешает, а оставляет пространство для общественной инициативы. Поэтому остается винить только себя, осознав, что Россия - это мы, государство - это также мы, живущие на своей земле со своей историей, которую мы должны помнить, почитать. Нужно поблагодарить тех, кто пришел на эту памятную акцию. И хочу обратиться к тем, кто поленился, прочитал анонс и отсиделся в окопах - подобные общественные акции остро нуждаются в народной и общественной поддержке. Кто, как не мы?
Когда проводят государственное мероприятие, то в обязательном порядке приглашают курсантов и кадетов, устраивают показательные построения. А в этом случае всё было построено на нашей народной инициативе. Милорадович для нас - это мученик Сенатской площади, на которой мы теперь должны вспоминать не бунтарей декабристов, а героев этой площади, вставших на защиту России, Царя и веры! Как известно, к декабристам обращались и архиереи, петербургский и киевский. Но распропагандированные декабристами бунтари, даже не стали слушать владык. Поэтому бунт был и против Церкви. Кстати, неслучайно, что уже после казни декабристов, на Сенатской площади была совершена необычная акция, о которой далеко не все знают - над площадью был совершен особый чин ее освящения и очищения, был отслужен молебен с окроплением всей площади святой водой, с принесением чтимой иконы Казанской Божией Матери. Это очень важная и глубоко духовная оценка. Все произошедшее на площади воспринималось как какая-то зараза, нечистота, привнесенная на русскую землю, которую необходимо очистить. И возникает вопрос, как очищать Россию после всех революционных катаклизмов ХХ века? Сколько нужно святой воды, подвига и молитвы, чтобы нам очистить русскую землю от этой заразы?! Революция нами осознается как зло, как проявление адской разрушительной стихии. Мы должны противодействовать революции, стоя в истине. Генерал-губернатор Михаил Милорадович - это первая жертва террора, революции, поэтому его образ имеет глубоко символическое значение, а жертва, им принесенная - высочайший духовный смысл.











Историк Евгений Юркевич


Протоиерей Геннадий Беловолов


Ополченец Игорь Иванов









Сербия, памятник, история России, панихида, история, память

Previous post Next post
Up