Среди многих памятников Отечественной войне 1812 года есть один необычный словесный памятник - благодарственный молебен по случаю изгнания двадесяти языков из России.
25 декабря 1812 года Император Александр Павлович по случаю изганния войск Наполеона из пределов России подписал манифест о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России, а 30 августа 1814 года после взятия Парижа и кончательного разгрома Наполеона Александр Первый издал указ: "Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днём благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".
Таким образом, с 1814 года день Рождества Христова стал еще одним Днём Победы в истории России.
«Последование благодарственного молебного пения на воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык» было составлено «московским златоустом» митрополитом Филаретом (Дроздовым). Наиболее торжественно в сослужении сонма архиереев он совершался в храме Христа Спасителя в Москве, который, как известно, сам является храмом-памятником воинской славы России. Согласно манифесту императора Александра I, этот храм был заложен в благодарность Господу за победу российского воинства, а также в память о всех вождях и и воинах, павших в Отечественной войне 1812 года. На стенах галерей храма золотыми буквами высечены имена погибших в сражениях с наполеоновской армией.
День Победы 1812 года торжественно отмечался по всей России военными парадами и благодарственными молебнами вплоть до 1917 года.
После революции такой день, тем более сам молебен, оказался преданным забвению. Впервые он был вновь отслужен в восстановленном храме Христа Спасителя в начале 2000-х годов. А в Санкт-Петерубрге забытую традицию возродили в 2011 году, когда 7 января впервые после 1917 года в Казанском соборе был отслужен благодарственный молебен в память победы России в Отечественной войне 1812 года.
В 2012 году в год 200-летия войны 1812 года этот молебен по благословению патриарха Кирилла был отслужен во всех храмах Русской церкви, для чего сама служба была опубликована на сайте патриархии (
http://www.patriarchia.ru/db/text/2449904.html). Правда, это служение было приурочено к дню Бородинского сражения - 8 сентября н.ст.
Для Государя Императора этот, обычно, молебен служился в домовой церкви Зимнего дворца во имя Спаса Нерукотворного.
Надо сказать, что именно этот молебен произвел в Зимнем дворце настоящее чудо. Как известно, в Эрмитаже в дворцовом храме долгое время не разрешали совершать богослужение. Только в прошлом году Пиотровский позволил служение литургии. Поводом стал именно День Победы в 1812году. Именно в этот день была совершена первая служба в домовом храме российских императоров после 1917 года. Единственно, директор Эрмитажа по каким-то причинам разрешил служить 25 декабря по новому стилю. В этом году служба совершалась уже второй раз. Настоятель храма протоиерей Владимир Сорокин благословил мне сослужить с ним на этой службе.
Эта одна из первых служб в Зимнем дворце - сама по себе событие, но для меня стала величайшим духовным событием в моей жизни. Помолиться в том храме, где молились все русские Императоры и Императрицы начиная с Императрицы Елизаветы Петровны, где многие из них были крещены, совершали августейшие браки, где наши великие государи исповедались и причащались, - можно было только мечтать. Наши Государи молились во многих храмах России, в разных храмах императорских дворцов, но не будет преувеличением сказать, что нигде они так много не молились, как в этом храме Зимнего дворца. Это был их личный домовой храм, намоленный царскими молитвами за всю Россию в течение полутора веков.
Надо сказать, что храм оправдал благодатное ожидание. Построенный в барочном стиле великим Растрелли, храм производит то самое впечатление «неба на земле», о котором говорили наши древние предки в Царьграде. В храме практически отсутствуют росписи, кроме парусов и потолочного плафона в притворе, совсем немного икон, в основном в иконостасе, но весь он как будто в огненных золотых языках Святаго Духа. Необыкновенное чувство сияния Пасхи охватывает в этих стенах.
Мы служили с отцом Владимиром и диаконом Артемием. На службе присутствовали сотрудники Эрмитажа (Пиотровский был в отъезде), прихожане Князь-Владимирского собора, сестры леушинского Иоанно-Таисиинского сестричества, случайные посетители музея, бдительные охранники. Большой храм был не пуст.
Вначале был отслужен тот самый благодарственный молебен (с сокращениями), а потом лития, на на которой молитвенно вспоминались имена императора Александра I Благословенного, вождей и воинов: Михаила (Кутузова), Петра (Багратиона), Михаила (Барклая) и других военачальников, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года.
На службе у меня были чувства примерно такие же, как поется у Окуджавы: «радость со слезами на глазах».
Вячеслав Анатольевич Федоров, заведующий Отделом истории русской культуры в Государственном Эрмитаже, который работает в музее уже более 40 лет, рассказал о трагической судьбе этой церкви. В советское время в храме был устроен храм, резьба иконостаса была варварски повреждена, некоторые фигуры уничтожены (центральное распятие на иконостасе). Чтобы сохранить ангелов на колоннах, пришлось им сломать крылья и выдавать за античные персонажи. Восстановление и открытие этой церкви, безусловно, стало подвигом музейный работников.
Сейчас в храме проводятся тематические выставки, посвященные его августейшим молитвенникам. Мы смогли увидеть уникальные вещи принадлежавшие русским государям, в частности, тот самый мундир, в котором был Император Александр II во время злодейского взрыва 1 марта 1881 года. Нижние края мундира разорваны в клочья и обагрены кровью. Ради одного этого мундира стоит побывать в Зимнем.
Отец Владимир показал уникальный Синодик храма, который он составил со своими помощниками. В нем записаны все государи и все служившие в Зимнем дворце за все время его существования. Такой же Синодик составлен с именами здравствующих сотрудников музея. Кто-то из сотрудников возмутился: «почему это мое имя включили без моего согласия?» Батюшка ответил: «Мы можем вычеркнуть». На что неизвестный сотрудник тут же отреагировал: «нет-нет, не надо, оставьте». По словам отца Владимира, этот Синодик произвел сильное впечатление на Пиотровского и стал одним из аргументов в пользу возобновления служб в восстановленном храме.
Празднование Дня Победы в войне 1812 года продолжился посещением знаменитой галереи героев войны 1812 года, в которой те, кого мы только что поминали молитвенно, предстали перед нами в живых портретах Доу.