Первые Таисиинские чтения в Тихвине
23 мая 2015 г. в Свято-Введенском женском монастыре прошли первые малые Тихвинские Таисиинские чтения, посвященные Столетию памяти Великой игумении. Это один из четырех монастырей, в котором подвизалась матушка Таисия в течение своей жизни. Именно в нем начался монашеский путь благодатной подвижницы благочестия Русской Церкви XIX - нач.XX в. Здесь она приняла иноческий постриг, прожив в монастыре десять лет - с 1862 до 1872 г.
Начиная с 2000 года прихожане Леушинского подворья в день Ангела матушки Таисии приезжали на богомолье в Тихвинскую обитель, когда она еще была закрыта, молились, омывались в водах Святого ручья. После открытия монастыря в этот день стали служить Литургию и совершать панихиду памяти леушинской игумении. Однако никогда еще День Ангела матушки Таисии не проходил на таком высоком уровне
Организатором проведения Тихвинских Таисиинских чтений выступила Тихвинская епархия. Дата и место проведения этого мероприятия были выбраны не случайно: 23 мая - день тезоименитства игумении Таисии (Солоповой) и день её иноческого пострига во Введенском девичьем монастыре г. Тихвина. В 2015 году отмечается столетняя годовщина упокоения Леушинской Игумении.
В Чтениях приняли участие представители Санкт-Петербурга, Тихвина, Лодейного Поля, Череповца, Боровичей, Мурманска, пос. Мяксы, были гости из Финляндии.
Чтения открылись Божественной литургией в монастырском соборном храме. Литургию совершили иеромонах Иоанн (Булыко), протоиерей Геннадий Беловолов, протоиерей Сергий Филонов, иеромонах Киприан (Галкин), иерей Михаил Ломакин. После литургии была отслужена заупокойная лития по игумении Таисии и совершено освящение вод Введенского ручья, опоясывающего святую обитель. Некоторые паломники тут же омылись в освященных водах.
Затем перед главным собором прямо под открытым был проведен праздничный концерт. Гости услышали классические произведения в исполнении лауреата международных конкурсов, участника программ Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова детского ансамбля скрипачей «Тутти» из Санкт-Петербурга (руководитель - заслуженный работник культуры Ольга Щукина). Дети Воскресной школы «Свечечка» при Спасо-Преображенском соборе г. Тихвина декламировали стихи матушки Таисии (руководитель Наталья Дмитриева). Мальчики-аккордеонисты из семейного дуэта порадовали слушателей виртуозным исполнением произведения Антонио Вивальди «Зима».
Настоятельница
Введенской обители игумения Тавифа (Федорова) на правах хозяйки мероприятия обратилась к собравшимся с приветственным словом. Матушка Тавифа отметила важность проведения Таисиинских чтений в Тихвине. Именно в Тихвине начался подвиг монашеского делания великой подвижницы - старицы Таисии, и именно здесь ей было явление Святой Троицы. Она поделилась с участниками Чтений своим желанием именовать обитель «Крестокрещенской», согласно с Божественным откровением, полученным матушкой Таисией.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма исторического Леушинского подворья в Санкт- Петербурге, по благословению настоятельницы взял на себя обязанности ведущего мероприятия. Со свойственной ему харизмой батюшка обращался к аудитории, рассказывая о тех или иных аспектах жизни матушки Таисии и событиях, связанных с современным ее почитанием. Особо отец Геннадий отметил личное участие в популяризации почитания Леушинской игумении епископа Череповецкого Флавиана.
Первым докладчиком стала Александрова Галина Александровна, председатель паломнического отдела Боровичской епархии. Она рассказала о родине игумении Таисии, о ее детстве, о создании музея игумении Таисии. Владыка Боровичский и Пестовский Ефрем передал в дар Введенской обители икону святого Иакова Боровичского, покровителя города Боровичи, которому в своей юности молилась матушка Таисия.
Максим Антипов, церковный историк, сотрудник Президентской библиотеки представил вниманию участников Чтений книгу незаслуженно забытого христианского писателя-историка А.П. Башуцкого «Тихвинские монастыри». Это историческое исследование начала XIXвека не потеряло своей актуальности и по сей день. Любознательный читатель отметит высокое художественное достоинство этой книги. Башуцкий воспитывался вместе с будущим императором Николаем I, что определяло его большое будущее. Однако, будучи в юности «светским повесой», душой компании, он совершенно изменился после смерти графа М.А. Милорадовича, раненого во время вооруженного мятежа на Сенатской площади (восстание декабристов), став постепенно глубоко религиозным человеком. Башуцкий оказался талантливым и плодотворным писателем. Задолго до Некрасова в своих рассказах он описал народную жизнь - характерные портреты представителей разных профессий Российской империи. Неожиданным для участников Чтений стал тот факт, что жена Башуцкого, Мария Андреевна, поступила в Свято-Введенский Тихвинский девичий монастырь послушницей.
Иеромонах Киприан (Галкин), насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, сделал доклад на тему «Бог Авраама, Александра и Таисии», в котором провел сравнительный анализ трех известных явлений Святой Троицы.
Ида Александровна Климина, писатель-краевед из города Череповца, рассказала участникам Таисиинских чтений о создании Ново-Леушинского женского монастыря в посёлке Мякса, ближайшем населенном месте от затопленной Леушинской обители.
Все докладчики держали внимание аудитории и были вознаграждены благодарными аплодисментами. Участники Чтений смогли пообщаться между собой в неформальной обстановке, задать вопросы докладчикам, обменяться опытом, завязать контакты.
После общей трапезы для гостей обители была проведена экскурсия по монастырю.
Было высказано единодушное мнение, что Таисиинские чтения в Тихвине должны проводиться регулярно и стать новой духовной традицией Тихвинской обители.
Первые Тихвинские Таисиинские чтения завершились, гости разъехались, но узы любви к блаженной старице Таисии Леушинской соединили всех участников в одну духовную Таисиинскую семью.
Автор текста - монахиня Евфросиния (Олюшина)