О государствообразующем значении чудотворного образа …
9 июля в Тихвине
проходили торжества по поводу 10-летия возвращения чудотворного образа Матери Божией «Тихвинская» в пределы России. Своими размышлениями о значении этого события поделился с читателями РНЛ в интервью корреспонденту Анне Бархатовой настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург) протоиерей Геннадий Беловолов.
Быстро бежит время - мы отмечаем уже 10-летие возвращения Тихвинской иконы Матери Божией в Россию. Вспоминаю, каким долгим и молитвенным было ожидание ее пришествия. Я помню, как в 90-е годы отец Сергий Гарклавс впервые приехал в Тихвин, когда монастырь еще не действовал, здесь располагался стадион и какие-то конторы, и именно намерение передать икону послужило толчком к возрождению монашеской жизни в обители. Каждый приезд отца Сергия с трепетом ждали его последнего слова «да и аминь».
2004 год, когда икона вернулась, был праздник всея Руси. Она возвращалась тем же путем, каким уходила. Ее встретили во Пскове, в Санкт-Петербурге и, наконец, в Тихвине. Когда образ вынесли из вагона и взяли на руки, волнение прошло по всем встречающим. Я стоял рядом с настоятелем отцом Евфимием, и он шепнул мне: «Отец Геннадий, бери икону». Для переноски нужно было быстро собрать шесть человек, и я встал средним. Мы шли с иконой от вокзала по всему Тихвину, и крайние носильщики менялись, а я оставался, и пронес икону до самого монастыря. Для меня это была милость, радость, послужить чудотворному образу Богородицы!
Возвращение иконы стало рубежным в истории развития России, потому что Тихвинская икона не одна из чтимых образов, а, в своем роде уникальная святыня по своему значению для истории государства Российского. Это государствообразующая икона Святой Руси. Ее явление в 1383 году ознаменовало очень важный этап нашего национального самосознания.
Во-первых, явление произошло сразу после Куликовской битвы, когда Димитрий Донской указал монголам исторический путь их маршрута из России. И тут в подмогу русскому государству явилась Заступница усердная Матерь Божия в Тихвинском образе. Во-вторых, Тихвинская икона явилась из Царьграда, и ее пришествие в Россию стало знаком исторического преемства России и Византии - Матерь Божия пришла на Русь за несколько лет до падения Византии, и в этом контексте она стала духовной эстафетой православного царства Византии православному царству на Руси.
В-третьих, спустя 100 лет после явления Тихвинской иконы в России была сформулирована та идея, которая стала краеугольным камнем нашего исторического и национального самосознания: «Москва - Третий Рим». Но эта идея взята не из воздуха, это не кабинетная идея старца Елеазара из Спасо-Елеазарского монастыря, она имела своим основание явление Тихвинского образа. Поскольку Сама Матерь Божия пришла к нам из Царьграда, мы дерзнули сказать, что мы - новый Рим, иначе это было бы самозванство и ложь.
Тихвинская икона Божией Матери стоит у истоков нашего национального самосознания и является государствообразующим ликом Святой Руси и Российского государства. Неслучайно вскоре после провозглашения этой идеологемы «Москва - Третий Рим» государь всея Руси великий князь Василий Третий повелел заложить каменную Успенскую церковь, прообразом которой послужил главный храм государства - Успенский собор Московского Кремля.
Сын Василия Третьего - Иоанн Четвертый Васильевич был первым венчанным российским царем, и перед венчанием на царство в 1547 году он молился «у Пречистой на Тихвине», а в 1560 году повелел заложить монастырь. Тихвинская Успенская обитель по своему основанию является царской, ее ктитором был лично первый царь России Иоанн Грозный.
Тихвинская икона сразу стала покровительницей русских государей, а потом преемственность почитания этого образа воспринял и дом Романовых, многие из которых совершали паломничество в Тихвин. Мы знаем, что одной из героических страниц «Смутного времени» стала осада Тихвинского монастыря и чудесное спасение обители. То, что шведы не смогли захватить монастырь, было одним из символов преодоления смуты, поэтому мы называем Тихвинский образ одной из победных, викториальных икон смутного времени.
История Тихвинского образа неотделима от истории государства Российского. Икона явилась в 14 веке, и Россия воспрянула, начался новый этап ее развития. То же произошло в наше время, с принесением Тихвинского образа в пределы России в 2004 году. С начала 2000-х мы начали отсчет возрождения новой России, когда она, преодолев новую смуту, называемую «перестройкой», воспряла, стала сосредотачиваться, собирать силы, впервые показав свою силу и желание защитить православных на Кавказе (осетин и абхазов).
Россия начала восстанавливать сознание себя как центра Православия, внутренне возвращаясь к идеологеме «Москва - Третий Рим». Икона вновь выполняет государствообразующую функцию, изначально ей присущую. За последние 10 лет Российское государство опять становится богатырем, защитником Православия. История Тихвинской иконы - это внутренняя история самой Русской земли.
Сейчас мы переживаем очень скорбное время, когда Малая Русь в огне, в крови, там проливается русская кровь. Незадолго перед этим праздником, в начале июля, в тихвинском монастыре епископ Мстислав
освятил точный список Тихвинского образа, названного «Ополченным», который был
направлен в духовную поддержку ополченцам Новороссии.
Такое название список получил еще в смутное время - с ним тихвинская дружина в составе ополчения Минина и Пожарского освобождала Москву. Список на протяжении веков сопутствовал русским воинам, защищавшим Отечество, участвовал в войне 1812 года и Крымских войнах.
Времена ополченцев не часты на Руси, но вот пришло время нового ополчения на Малой Руси, и явился новый список. Он уже отправлен в Новороссию, и мы видим, что эта икона живая, она пришла быть здесь не музейным экспонатом. Она пришла быть деятельной участницей русской истории, ее покровительницей, ее воеводой, ее Одигитрией. Тихвинская икона имеет иконографическое название Одигитрия, то есть Путеводительница, и мы видим, что Матерь Божия действительно Путеводительница нашей истории. Вспоминая 10-летие ее возвращения, мы смотрим не только в прошлое, но и в будущее. На войне главное - не отстать от полководца, и нам надо не отстать, не отступить в своей вере и молитвах от иконы Матери Божией «Тихвинская».