В газете "Русь Державная" опубликована моя статья о принесении Даров волхвов в Россию
http://www.rusderjavnaya.info/article.php?art_id=896Предлагаю ее вниманию моих читателей
Живая река
Последние десять лет войдут в духовную историю России как эпоха принесения вселенских святынь Православия в нашу страну. Каждое из них становится событием всенародного масштаба. Каждое носит глубокий духовный смысл, который, возможно, даже не вкладывают организаторы этих событий. Они становятся не только поклонением конкретной святыни, но и всенародным исповеданием веры нашего народа.
Когда я в Санкт-Петербурге пришел поклониться дарам волхвов, увидел огромную очередь - живую реку молящихся людей, растянувшуюся по Московскому проспекту и уходившую на Киевскую улицу (какие символичные названия!). И я подумал: а зачем еще наш народ будет стоять в наше время по 9 - 12 часов? Есть ли еще какая-нибудь ценность, которая заставила бы людей стоять на морозе весь день или целую ночь ради одной секунды? Какая еще причина может сравниться с возможностью на один миг оказаться рядом и приложиться к Святыне?
Я не смог назвать что-то еще, за чем наш народ стоял бы с таким терпением и мужеством. А ведь у даров не раздавали никаких материальных благ, люди не получали ничего земного - только одно: благодать Божию! Что же еще нужно, чтобы признать простую истину, что наш народ - верующий, что наш народ - православный?! Очевидно, что в обществе в наше время нет более сильной и объединяющей идеи, нежели Вера, нежели Православие! Как жаль, что власти до сих пор до конца не могут понять этого факта и не спешат опереться на великий духовный потенциал нашего народа - нерастраченную за время советского безбожия и демократического растления ВЕРУ!
На самом деле главный смысл принесения даров волхвов в Россию состоит не только в поклонении им. Есть более важный смысл: если Дары волхвов приносят в Россию, значит в ней живет Христос. Ведь две тысячи лет назад волхвы принесли свои Дары именно туда, где родился Христос. Они не пошли в какое-либо место, где Его не было, - они пришли ко Христу. Спустя 2000 лет эта логика также действенна: Дары волхвов там, где Сам Христос. Для нас всех принесение даров имеет особое значение, поскольку является зримым свидетельством свыше о том, что в нашей земле жив Христос. Если к нам приносят Дары волхвов, значит мы может сказать: с нами Бог! Если при этом вспомнить о том, что Дары волхвов за последние несколько сотен лет никуда далее пределов Греции не износились, то очевидно, что факт принесения Даров волхвов в Россию нас ко многому обязывает.
Хочется обратить внимание на то, что понятие «Дары» предполагает дополнение - «кому?». Мы, конечно же, скажем - Самому Христу. Но в данном случае эти Дары стали дарами Христа именно Русской земле. Это была рождественская награда и утешение нашему народу «за веру и верность», как писали на царских орденах.
Последние десять лет войдут в духовную историю России как эпоха принесения вселенских святынь Православия в нашу страну. Каждое из них становится событием всенародного масштаба. Каждое носит глубокий духовный смысл, который, возможно, даже не вкладывают организаторы этих событий. Они становятся не только поклонением конкретной святыни, но и всенародным исповеданием веры нашего народа.
У русского народа в нынешней ситуации не так много возможностей выразить себя. Нам постоянно внушают, что страна у нас «многонациональная и многоконфессиональная», и поэтому не толерантно напоминать о себе, о своей русскости и православности, дескать, другие народы могут обидеться. Даже намек на то, чтобы в Конституции отразить особую роль Православия в истории России, вызвал шквал негодования либеральной общественности.
И вот, когда в Россию приносится великая святыня и к ней выстраиваются многотысячные очереди, ей поклоняются миллионы людей, - это оказывается торжеством всенародной веры. И принесение даров волхвов не стало исключением.
Эти очереди становятся самым настоящим русским крестным ходом ко Христу, как на известной картине Нестерова. Стояние в очереди неожиданно становится внешним выражением стояния в вере, своего рода всенародным референдумом, который отвечает на один главный вопрос: кто мы такие, какой наш народ? И ответ очевиден: народ голосует за то, что «мы - православные»!
Нельзя не отметить и реакцию либеральных СМИ и интернета. Сколько недобрых слов было сказано в адрес нашего народа только за то, что он стоял в очереди к Святыне. Какая же клевета и какой плевок в душу народа все эти заявления, что это не народ, а толпа, что это идолопоклонство?! К этому случаю изобрели даже специальный неологизм, запущенный в интеренете, - «православнутые». А ведь это прямое оскорбление религиозных чувств и достоинства верующих людей. Власть должна отреагировать на это разжигание религиозной ненависти, защитить своих граждан, употребив соответствующие статьи закона.
Одна моя знакомая журналистка Людмила после этого стояния сказала: «Я наконец-то увидела Его Величество Русский народ». Она отстояла всю очередь и потом, потрясенная, говорила: «Это был сказочный мир добрых русских людей. Какая радость в этом жутком мире оказаться среди своего народа»!
В этой очереди стояла квинтэссенция нашего народа. Это был естественный отбор лучших русских людей. На этом стоянии люди вели себя по-другому, чем в любой другой очереди, жили по другим законам. Людей объединяла Святыня. Время пролетало быстро, усталость и мороз не чувствовались. Люди помогали друг другу. Царило какое-то приподнятое настроение, ощущение праздника. Даже без очереди пропускали безропотно: «Значит вам нужнее...» Поэтому и стояние в такой очереди воспринималось не как потерянное время, но как приобретенное. Мне рассказывали, что одна женщина искусствовед Татьяна специально приходила три ночи подряд, чтобы только постоять в этой необыкновенной очереди.
Нужно сказать также о миссионерском значении принесения даров волхвов в Россию. Самый главный эффект заключался в том, что, благодаря дарам, сам факт Рождества Христова и все его обстоятельства предстали как совершенно реальное историческое и документированное артефактами событие. Мы смогли реально соприкоснуться с евангельской историей, в прямом смысле слова - «коснуться рукой». Многие люди, прежде не интересовавшиеся Евангелием, заново перечитали и пересмотрели его. Многие пришли из любопытства, но открыли для себя реальность Боговоплощения. Одна прихожанка рассказывала, что к ней присоединился ее родственник - молодой человек по имени Сергей. Стоя в очереди, он много расспрашивал, слушал, узнавал. А после того, как поклонился, спросил, а когда в нашей церкви ближайшая служба - впервые за многие годы решил прийти помолиться.
Из всех принесенных за последние годы святынь эта была отмечена особым детским поклонением. Дары волхвов напоминали о Рождестве Христовом. Люди шли не столько к дарам, сколько к самому Христу. И к дарам приносили множество детей. Жаль, что в общей статистике не указывают количество пришедших и принесенных детей, но очевидно, что их были тысячи и десятки тысяч. Можно сказать, что это было самое детское поклонение в истории России. Русские дети встречали Богомладенца-Христа!
Здесь, конечно, сыграло роль еще то обстоятельство, что с детьми к дарам пускали без очереди. И дети таким образом стали для родителей проводниками к Святыне. Я сам сопровождал семью с ребенком. Мама постоянно удивлялась, что ее маленькая Лиза не плачет в столь поздний час.
После Санкт-Петербурга Дары волхвов были перенесены в Белую и Малую Русь. Скоро они возвратятся на Святую Гору Афон. Но эти три дня их пребывания в нашем городе останутся в памяти. Вряд ли в ближайшее время на нашем веку повторится такое рождественское чудо. Эти дни, называемые в календаре Святками, навсегда останутся святыми днями в истории нашего града святого Петра.
Протоиерей Геннадий Беловолов,
настоятель храма
св.Иоанна Богослова
(Леушинское подворье)