«То, что сделано Патриархом за эти годы, равняется десятилетиям». К 5-летию служения Патриарха.

Feb 01, 2014 23:11

Комментарий на РНЛ
Настоятель храма Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов:


« В связи с пятилетием интронизации Патриарха Кирилла мне пришла одна, может быть, очевидная мысль, но на его примере она наполняется особым смыслом. Господь посылает нам нужных Патриархов в своё время и в каждую историческую эпоху. Это касается всей истории Патриаршества на Руси. Вспомнить хотя бы наших первых Патриархов Иова и Гермогена. Само Патриаршество в России было промыслительно учреждено в самый канун Смутного времени. В то время, когда потрясались государственные устои и Россия на время была лишена царей, тогда Господь явил в Церкви Патриаршество, которое стало стержнем восстановления русской государственности и Русской земли. Интересно отметить, что та же самая история повторилась в 1917 году, когда вновь были потрясены государственные устои России, когда неисповедимыми путями Божьими царская власть вновь до времени удержана в нашей, тогда вновь было призвано к служению Патриаршество. Патриархи Иов и Гермоген явили исповеднический подвиг в Смутную годину.

Патриарх Филарет, который был отцом первого Царя Дома Романовых, сыграл исключительную роль, поскольку он обеспечил авторитет совсем юного государя, стабильность страны. Это единство в образе отца и сына стало гарантом возрождения России после эпохи Смуты.

Когда в России встал вопрос о воссоединении с Малой Россией, тогда явился Патриарх-реформатор Никон , который сумел волевым жестом унифицировать богослужебную практику Великой и Малой России, создав церковную основу этого воссоединения. И хотя, конечно, были издержки в проведении этой реформы, но, очевидно, что если бы не реформа Патриарха Никона, то раскол мог быть намного глубже, когда сама наша Церковь могла быть отдалена от других поместных Церквей Вселенского Православия.

При Петре I наоборот патриарший престол занимал крайне смиренный Патриарх Адриан, который не стал идти на открытый конфликт с молодым государем. И в это время преобразование Патриаршества в Святейший Синод произошло достаточно безболезненно как для государства, так и для Церкви.

В первые годы после революции, когда был нужен исповеднический подвиг, явился простой и кроткий, но в то же твердый и несгибаемый Патриарх-исповедник Тихон. В 30-е годы гонений, когда нужно было разумное сочетание исповедничества и компромисса, гибкая церковная и политическая линия, Господь поставил во главе нашей Церкви Патриарха Сергия, который смог понять, что Советскую власть в России попущена Богом надолго.

В 50-60-е годы, когда нужна была тонкая дипломатия в отношениях между Советским государством и капиталистическим Западом, на служение был поставлен Патриарх Алексий (Симанский), аристократ, дипломат, человек высочайшей культуры, который был на голову выше всего тогдашнего политического руководства страны и смог провести церковный корабль среди политических рифов в те времена, когда обещали показать последнего священника.

В период застоя нужна была прежде всего молитва и внутреннее делание. Тогда явился Патриарх-молитвенник, Патриарх-исихаст - Пимен, который, казалось бы, внешне не проявлял активности, но это было время внутренней молитвы. Время отнюдь не застойное для Церкви, а плодотворное, о чем мы можем судить по плодам его.

В лихие 90-е, когда Церковь обрела свободу, и нужно было устанавливать связи, явился Патриарх Алексий II. Человек необычайно представительный, который смог внушить уважение и доверие в своем лице ко всей нашей Церкви, когда выстроились вновь отношения сотрудничества власти и Церкви, когда идеологический вакуум без каких-либо программ стал заполняться Православием. И вот пришло время бурной деятельности, созидания, строительства, как внутрицерковного, так и внецерковного, и тогда является Патриарх Кирилл, Патриарх-труженик, Патриарх-строитель, работник, не знающий усталости, отдыха и перерывов. Эти пять лет - годы созидания и строительства. Внешнее - это программа строительства 200 храмов в Москве. Внутреннее - созидание новых епархий, умножение приходов, епископата. Это пять лет церковного строительства. Патриарх действует властью, данной ему свыше, с верой и осознанной целью.

Подтверждением курса Патриарха стало всенародное почитание принесенных с Афона святынь. Это стало всенародным ответом на вопрос о том, является ли Православие сегодня государствообразующей религией, занимает ли оно особое место в наше время. Я думаю, многотысячные стояния к святыням стали свидетельством того, что наш народ - православный, а, стало быть, Россия - православная страна. А государство в православной стране у православного народа не может быть не православным. Это очевидно. Особым деянием Патриарха я считаю придание государственного статуса Дню крещения Руси. Это событие, ставшее началом нашего духовного бытия, как ни странно оно не было почитаемо в нашем самосознании. Не было праздника ни церковного, ни гражданского. Благодаря усилиям Патриарха Кирилла мы сегодня имеем такой праздник. Именно он стал центром собирания русских земель. Этот праздник объединяет президентов трех славянских республик и наши народы, ныне искусственно разделенные границами. Этот праздник, как и 1000 лет назад, напоминает нам о нашем глубочайшем единстве, которое нельзя разделить никакой силой на земле. Патриарх стал инициатором идеи собирания Русского мира.

Нужно отметить, что Патриарх Кирилл старается учитывать весь спектр церковных мнений, при этом он занимает универсальную церковную позицию. Он с пониманием относится и к священникам либерального настроя, которые лично мне, подчеркну это, далеки по духу, но я, слава Богу, не Патриарх, поэтому мне не нужно в себе всё объединять. В то же время Патриарх Кирилл с пониманием относится к консервативной части духовенства, к которой я себя отношу, в которой он видит стабилизирующий фактор бытия Церкви. Думаю, что в последнее время именно в этой части он видит опору, надежность в свете вызовов последнего времени, связанных с антицерковными провокациями. Именно эта часть духовенства является опорой и надежей Патриарха.

Надо отметить, что Патриарх в руководстве Церковью не прибегает к репрессивным методам. За пять лет практически не было запретов и выводов за штат как среди епископата, так и среди духовенства. Даже к некоторым одиозным личностям, которых православная общественность требует запретить в служении, Патриарх относится терпеливо, по отечески, как к своим чадам. Он, безусловно, является центром духовной жизни Церкви не только по сану, который он носит, но и по своему духовному авторитету. Эти пять лет по насыщенности служения перешли рамки астрономического времени. То, что сделано Патриархом за эти годы, по сути, равняется десятилетиям.



Хочется пожелать Святейшему Патриарху Кириллу многолетия служения Церкви на благо России».

Православие, патриарх_Кирилл, РНЛ, патриарх Алексий II, Россия, Промысел_Божий

Previous post Next post
Up