Возрожден Царский храм в Петербурге

Sep 14, 2013 09:16

Кто бы мог подумать сто лет назад в сентябре 1913 года на освящении собора Феодоровской Божией Матери в Санкт-Петербурге, что его прийдется еще раз заново освящать ровно сто лет спустя - год в год и месяц в месяц?! Именно такова необычная судьба этого необычайного собора.
В 1913 году Россия жила одним великим событием - празднованием 300-летия царствующего Дома Романовых. В честь юбилея было проведено множество мероприятий, крестных ходов, воздвигнуто много памятников, монументов, построены храмы и соборы.
Пожалуй, самым грандиозным проектом юбилейного года стало возведение храма-памятника Феодоровской Божией Матери. Этот храм имен первоначально статус подворья Федоровского Городецкого подворья Нижегородской епархии, но именно он стал самым значимым храмом, построенным в честь 300-летия. Он был возведен в самом центре столицы Российской империи - близ Николаевского вокзала, чтобы первым встречать приезжающих в столицу. Посвящение юбилею было включено в официальное название храма - «Соборный храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых». В обиходе его называле просто «Романовская церковь». Идея посвящения была воплощена прежде всего в архитектурном образе храма.
Архитектор Степан Кричинский сам писал, что «храм спроектировал в стиле церквей 17-го века по типу и образцу храмов Ростова Великого, наиболее цельный и лаконичный образец русского стиля эпохи воцарения Дома Романовых». Этот храм связывал духовно Санкт-Петерубрг с исторической родиной Романовых. К храму была пристроена стена из красного кирпича наподобие кремлёвской стены, так что в центре Санкт-Петербурга вырос фрагмент московского Кремля, символизируя таким образом единение двух столиц России. Он стал всенародным приношением Царскому Дому, будучи построен на собранные по всей России народные пожертвования, которые составили огромную по тем временам сумму в пятьсот тысяч рублей. А первое по времени пожертвование в 100 рублей незадолго до смерти было сделано отцом Иоанном Кронштадтским (это было одно из последних его пожертвований!). Величественный пятикупольный храм, высотой 48 метров и площадью - 350 квадратных метров, вмещал три с половиной тысячи человек.
На закладке храма, которая состоялась 5 августа 1911 года, присутствовал великий князь Михаил Александрович, августейшего покровителя Строительного комитета. Он положил в основание храма монету времени царя Михаила Фёдоровича. Нижний храм был освящен 7 сентября 1913 года, а верхний храм - 15 января 1914 года в присутствии императора Николая II с дочерьми Ольгою, Татьяной и Марией, а также великой княгинею Елисаветой Феодоровной и императрицей Марией Феодоровной с дочерью Ольгою Александровною.
В советское время храмы, связаные с царской династией уничтожались в первую очередь. Романовский храм был осквернен и перестроен в 1930-е гг под молокозавод. По удивительной случайности онне был взорван но при этом обезображен до неузнаваемости. Сделано было все, чтобы уничтожить все признаки храма, чтобы никто не догадался, что огромное кубическое строение было когда-то Домом Божьим. Даже остававшиеся на храме обезглавленные барабаны были спешно демонтировали в ожидании в1970-е годы визита президента США Р. Никсона. Тем не менее, можно считать настоящим чудом, что его вообще не взорвали. В этом случае вопрос о его восстановлении вряд ли бы сейчас стоял.
Храм выстоял, а вместе с ним выстояла и идея, которой он был посвящен. Он оказался восстановлен именно в год 400-летия Дома Романовых.
Нужно ли говорить, какое горячее желание было у меня участвовать в освящении и сослужении первой литургии в этом царском храме!
Я имел уже радость в этом году участвовать в освящении нижнего придела этого храма во имя святого Александра Невского, которое 27 марта на праздник Феодоровской Богоматери совершил епископ Гатчинский Амвросий.
И вот теперь освящение верхнего главного храма, которое приехал совершить святейший патриарх Кирилл. Такой храм и должен освящать первосвятитель Русской Церкви. Кстати сказать, первое молебствие в строящемся храме с освящением главного креста на центральную главу собора в день Феодоровской иконы14 марта 1913 года совершил Антиохийский патриарх Григорий.
Когда я шел рано утром на службу, город был еще пуст. Машин почти не было на дорогах. Начинался новый день. Я вспомнил, что сегодня церковное новолетие и начинается новый год от сотворения мира. Посчитал, получилось наступил 7522 год. «Хорошее начало года, лучше не придумаешь - освящение царского храма! Настоящий подарок к новому году - и городу и России!»
Близ храма забываешь, что в Санкт-Петербурге, чувствуешь себя как будто где-то на Волге, то ли в Ярославле, то ли в Костроме, то ли в Ростове. Весь храм во всех деталях до куполов до ручек входных дверей выполнен в чисто русском стиле. Внутри храма как будто попадаешь в боярские палаты в гости к Романовым. Здесь есть, что посмотреть и чему подвиться: в верхнем храме видишь огромный четырехярусный иконостас с ажурной резьбой по дереву; у левой колонны «царское место» - сень с шатром, представляющая собою точную копию «царского места» в Успенском сооре Московского кремля. Она воссоздана заново, но именно на этом месте молилися 100 лет назад царь-мученик Николай. На этой службе оно пустовало. Хотя невольно приходила мысль: уж если воссоздали царское место, значит «это кому-то нужно»? Царское место пусто не бывает.
Также в точности воссоздано паникадило в виде шапки Мономаха.
Храм поражает своим величием, высотой, светом и красотой. Именно такое впечатление произвел собор и на государя императора Николая Александровича, который в день освящения записал в своем дневнике: «Храм производит отличное впечатление: он высок, светел, красив».
Его восстановление нельзя не признать настоящим чудом в год 400-летия Дома Романовых. Как оно совершилось? Конечно, промыслом Божиим, который проявляется через людей. В конце 1950-х - начале 1960-х гг в Заневском районе Санкт-Петербурга жила семья Грызловых, Борис учился в школе № 327 на улице Ткачей. Обезображенный вид собора стал одним из детских воспоминаний будущего председателя Государственной Думы России. Прошло время, и Борис Грызлов сделал приношение своей малой Родине: он возглавил возрождение Феодоровского собора, став председателем его Попечительского совета. Кончено, Борис Вячеславович присутствовал на освящении и можно только представить, что он вспоминал и что чувствовал в эти священные часы.
Освящалось сразу три престола верхнего храма: центральный Феодоровской иконы Божией Матери, правый - во имя царственных мучеников и страстотерпцев, левый - во имя Всех Российских новомучеников. Это наверное единственный храм, под сводами которого объеденины престолы Русской Голгофы - царственных мучеников и всех российских новомучеников. Еще один символ единства царя и народа в мученичества за Христа.
На первой Литургии в освященном храме во время заупокойной ектеньи я помянул всех государей Дома Романовых. Причащался весь храм. Выносили шесть чаш. С одной из них я причащал, так получилось, что именно у Царского места.
На службе присутсвовали государственные мужи В.Матвиенко, Г.Полтавченко, В.Мединский... Для меня было важнее присуствие потомка Дома Романовых князь Дмитрий Романов, приехавший на торжество из Копенгагена. Он вел себя необычайно скромно. О нем никто не упоминал и ему не дали слова. Большинство богомольцев даже не подозревали, что среди находится живой Романов. После службы я подошел и поздравил Дмитрий Романова с этим торжеством.
Патриарху сослужили восемь архиереев, в том числе епископ Августин, правящий архиерей Городецкой епархии, священноархимандрит того самого Феодоровского монастыря на Волге, подворьем которого изначально и был Феодоровский собор в Санкт-Петерубрге. На службе сослужил духовник патриарха оптинский старец Илий.
В своей проповеди партриарх вспомнил 1913 год, который стал «апогеем развития России», некиим эталомном, с которым мы сравниваем теперь нашу Россию. В новоосвященном храме невольно вспоминаешь всю славу Русской Земли, которую она достигла в период царствования Дома Романовых. Государи Дома Романовых стали спасителями своего отечества, они возвели его на степень величайшей империи мира за всю историю человечества. Поэтому и восстановление этого храма стало долгом справедливости по отношению к нашему царскому Дому.
Сейчас, когда юбилейный год начала уже отсчитывать последние месяцы, невольно задумываешься об его итогах, и хочется спросить: а какое событие стало самым значительным в этот юбилей? Думаю, что именно это освящение Романовского храма
может быть названо самым значительным событием уходящего года. Оно достойно венчает этот год. Многие другия события этого забудутся с течением времени, а этот храм останется навсегда! В год 400-летия Дома Романовых не было построено ни одного нового храма в честь этого юбилея, но зато был возрожден этот царский храм! Теперь хоть будет не стыдно за то, как мы отпраздновали 400-летие Дома Романовых...







image Click to view


видео

Previous post Next post
Up