Царское паломничество на Св.Землю.Ч.2. Романовское подворье на Кармиле

Mar 13, 2013 11:04


В Святую Землю мы вылетели 25 февраля в день Иверской Божией Матери. На взлете молились Илье пророку, вспоминая его восхождение на огненной колеснице, а на посадке - пророку Елисею, вспоминая получение им милоти Ильи на земле.
В аэропорту Бен-Гурион нас встретил Александр Фрел (о нем я расскажу позже).
Еще с прошлой поездки у нас остался должок: мы так и не смогли тогда посетить место подвигов св.пророка Ильи - гору Кармил. И поэтому прямо из аэропорта направились на эту священную гору.
Через час пути перед нами предстала растянувшаяся к морю вершина, которая издали напоминала огромный холм. Именно на вершине этой горы великий пророк Илья совершил жертвоприношение Истинному Богу и посрамил жрецов Ваала.
Об этом рассказывается в 18 главе 3-й Книги Царств. Илья пророк, видя, что нечестивый царь Ахав насадил культ Ваала в Израиле, повелел собрать весь народ на гору Кармил, а также жрецов Ваала. Илия обличил отступление народа, сравнив его с хромотой: «Долго ли вам хромать на оба колена?» Он предложил испытание веры: «Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте», - и повелел жрецам Ваала принести в жертву тельца: «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог». Это была духовный поединок. Жрецы Ваала призывали имя идола от утра до вечера. Илия пророк не был лишен чувства юмора и иронично комментировал: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. Тогда Илия восстановил разрушенный и поруганный жертвенник Господень из двенадцати камней, повелел трижды обильно полить жертвенного тельца водою, чтобы ни у кого не осталось сомнения, и вознес молитву: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе». В это время с неба снизошел огонь на жертву и не оставил ничего от нее, ни дров, ни камней. Пораженный народ, воскликнул: «Господь есть Бог, Господь есть Бог»! Жрецы были преданы смерти.
Это была битва вер. Какую же крепкую и неколебимую веру нужно было иметь, чтобы решиться на такое состязание?! Какую нужно было иметь уверенность, что Господь не оставит в решительную минуту?! Господь не посрамил своего пророка, дал ему по его вере! Илья победил 850 жрецов. Это была духовная битва Давида и Голиафа. Этот день можно назвать ветхозаветным днем Торжества Православия.
Могли ли забыть это святое место?! Оно сохранилось в памяти потомков. Сейчас это место называется Мухрака, что в переводе с арабского означает «огненное место», то есть «место жертвоприношения».
На вершине находится латинский монастырь кармелитов с таким же названием.
Монастырь возник в XII веке в эпоху крестоносцев. Монахи взяли своим названием не только имя горы, но и само их облачение первоначально также походило на милоть Ильи: с белыми и темными полосами, напоминавшими следы опалений во время падения с огненной колесницы.

При входе в монастырь первым нас встретил Илья пророк в виде статуи, вознесенной на высокий постамент.












Силуэт памятника видишь на фоне неба. Илья изображен с высоко поднятым коротким и закругленным мечем в руке, типа ятагана, напоминает полководца, вставшего в атаку. Илья поражает жрецов Ваала. Видеть святого с мечом непривычно, у нас такая иконография не известна. (У нас, кажется, только Николая Чудотворца изображают на иконах с открытым мечем).
У этой статуи интересная история. Жрецы Ваала все же попытались взять реванш спустя две с половиной тысячи лет.
Она была создана в Германии в начале I Мировой войны, и, видимо, должна была вдохновить немецкие войска на ратные подвиги. Ее привезли сюда и установили перед монастырём. Однако турецкие войска, после поражения Германии, ограбили монастырь, разрушив его строения и сбросив статую. Только после II Мировой войны статую нашли в роще за монастырем причем в плачевном состоянии: оторванные голова, правая рука, проржавевшая железная часть остова. Главу статуи обнаружили в колодце, а руку с мечом так и не нашли. Такова была месть жрецов Ваала спустя тысячелетия.
Но статуя была восстановлена, а рука с мечем воссоздана по сохранившимся фотографиям. Это была очередная победа Ильи.
В монастыре проживает сейчас около 10 монахов, но мы никого из не видели, кроме двух «братьев» в свечной лавке.
В храме, представляющем собой небольшую по размерам базилику, престол в алтаре сложен из 12 камней, символизирующих собой 12 колен Израиля, точно так как у пророка Ильи: «И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Израиля» (Царства 3:18-31).
Смотровая площадка расположена на крыше здания, примыкающего к храму.




















Когда мы взошли на эту площадку, дух захватило. Перед взором открылась одна из самых красивых панорам Святой Земли. На западе был виден краешек Средиземного моря - Хайфский залив, на севере горы Галилеи с возвышающейся вершиной Фавора, а за ним в далекой дымке и самая высока вершина - Хермон. На западе - Изреэльская долина. На юге - открывались просторы Самарии. Здесь вся Святая Земля была как на ладони.
Здесь становится понятным, почему пророк Илья выбрал для своего подвига именно гору Кармил. Во-первых, потому, что язычники именно здесь помещали своих идолов, и Илья хотел победить врага, как говорится, на «его же поле». Но также и потому, что это место само своею красотой прославляло истинного Творца. Гора Кармил, густо покрытая могучими лесами, с высокой вершиной, возносящейся над морем, сама была нерукотворным храмом Бога Живого. Исповедание истинной веры пророка Ильи было пред «лицем всея земли».
Мы послужили молебен пророку Илье. Молитва здесь невольно получается какая-то особая, энергичная. Здесь нельзя молиться иначе. Это был первый наш молебен на Святой Земле. Он сразу задал высокую планку горячей сердечной молитвы на все дни нашего паломничества.
Здесь на Кармиле делаешь еще одно открытие. С Кармила хорошо виден Фавор и наоборот с Фавора также виден Кармил. А ведь Илья явился на Фаворе вместе со Христом во время Преображения Господня. И беседовал с ним. Беседа была о жертве Христа. Нужно помнить, что время этой беседы гора Кармил, на которой Илья явил прообраз жертвы Христа, была в поле зрения небесных собеседников. В этом смысле гора Кармил является своего рода предтечей горы Фавор.

Из Мухраки мы доехали до Хайфы, проезжали через друзские поселения Далия, эль-Кармель и Усфия. В черте города на склонах Кармила расположена главная обитель Ордена кармелитов Стелла Маррис.
Историческое предание свидетельствует что на месте нынешнего латинского монастыря была древняя византийская обитель, основанная еще равноапостольной царицей Еленой. Раскопки археологов подтверждают это предание.
Главная святыня обители - Пещера пророка Ильи, в которой он молился о ниспослании дождя. Мы спускались в эту небольшую пещеру, в которой устроен престол с скульптурным изображением св.Ильи на горнем месте.














Мы помолились о благорастворении воздухов как здесь, так и у нас на Руси. Сохранилось предание, что в этой пещере останавливалось Святое семейство, возвращаясь из Египта в Назарет. Это предание отражено в росписи купола храма, возведенного над пещерой, а также в особой рождественской инсталляции в притворе храма.
В этот день мы постоянно вспоминали пророка Илью и невольно назвали его - Ильин день. Завершился он в русском храме в Хайфе, и это стало главным открытием нашего Ильина дня.
В ограду русского храма мы входили, когда вечерняя мгла быстро ложилась на склоны Кармила. Клумбы вокруг небольшого храма благоухали весенними цветами и свежей зеленой травой. Нас встретил гостеприимный настоятель протоиерей Мирослав с матушкой, арабкой по происхождению. Храм не так часто посещают паломники, поэтому батюшка нас встретил с неподдельным радушием. Храм оказался небольшим, без центрального купола, что, как оказалось, имеет вполне конкретное историческое объяснение.
Отец Мирослав рассказал нам непростую историю храма.
В 1909 году Русской духовной миссией в Иерусалиме удалось приобрести покрытый густым лесом участок земли в верхней части города Хайфы.
Однако местные турецкие власти категорически воспротивились строительству русского храма. Разрешили построить только дом с трапезной для паломников, прибывавших из России морем в Хайфу. В 1912 году начальник миссии архимандрит Леонид (Сенцов) вновь просил о разрешении строительства храма. Но турецкие власти также были против.
Тогда архимандрит Леонид на свой страх и риск пристроил к зданию «столовой» алтарь, сделал иконостас из мрамора, поставил колокольню. Он решил воспользоваться юбилеем 300-летия Романовых в храмоздательных целях. Чтобы усилить значимость храма, он объявил его памятным в честь 300-летия Дома Романовых, в честь которого русский участок в Хайфе предложено было именовать «Романовским подворьем». Запрет на строительство такого храма грозил Турции уже дипломатическими проблемами. Власти не смогли отказать и выдали разрешение в начале 1913 года. А 14 ноября 1913 г., в день священного бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и и Государыни Имератрица Александры Федоровны, храм во имя Ильи Пророка был торжественно освящен патриархом Иерусалимским Дамианом.
Так юбилей Дома Романовых помог воздвигнуть последний до 1917 года русский храм на Святой Земле.
О существовании Романовского подворья на горе Кармил я даже не подозревал. Рассказ отца Мирослава для всех нас стал настоящим открытием. Представьте себе, отправиться в «царское паломничество» и попасть в первый же православный храм на «Романовское подворье»!
- Сегодня утром мы были на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге, а вечером оказались на Романовском подворье на Кармиле! Дивны дела Твои, Господи! Значит мы на верном пути.
Отец Мирослав благословил послужить молебен с отверстыми Царскими вратами. Мы молились Илье пророку, соединив эту молитву с молебном Царственным мученикам, виновникам создания этого храма.


























Потом я совершил литию памяти Романовых, на которой назвал всех государей Дома Романовых.
Во время молитвы я подумал, что посвящение Романовского подворья Илье пророку тоже символично. Не только потому, что Илья подвизался на этой горе, но ведь он был еще и наставников и обличителем царей. Здесь Илья пророк открылся как царский пророк, небесный покровитель Романовского подворья.
Храм весь украшен росписями на тему жития пророка Ильи. Со всех стен на нас смотрел великий пророк, и мы сразу ощутили себя у него в гостях.
После молебна отец Мирослав провел нас по парку храма. Нас конечно заинтересовало, как уроженец Прикарпатских гор оказался женат на арабке. О.Мирослав удовлетворил наше любопытство. Оказалось, что он учился в нашем городе - в Петербургской духовной семинарии, где и познакомился со студенткой регентских курсов юной арабской красавицей Ириной, родом из Иерусалима. Рукоположен во священники отец Мирослав был в 1991 г. прямо в храме Гроба Господня. Это уже была судьба. Он был направлен в Хайфу, возрождать в храм Илии Пророка. После революции в храме какое-то время служил арабский священник о.Николай, в последние десятилетия службы в храме проводились редко. Регулярные службы возобновились только с приездом о.Мирослава. Он подвизается здесь уже более 20 лет. В первые годы службы проходили в пустом храме, приходской жизни как таковой не было, но шли годы, и храм пополнялся новыми прихожанами. В 2000-летию Рождества Христова храм был обновлен и освящен Святейшим Патриархом Алексием II.
Вместе с о.Мирославом нас провожал его сын Николай, который прекрасно говорит как по-русски, так и по-арабски. Я на прощание взял у него краткий урок арабского, спросил, как будет по-арабски «Христос воскресе». Отрок Николай тут же научил меня: «Аль-Масих кан!» С этим возласом мы и покинули Романовское подворье на Кармиле.





































паломничество, Святая Земля, фотографии

Previous post Next post
Up