В Санкт-Петербурге освятили закладной камень памятника великому князю Михаилу Николаевичу …
16 ноября на территории Артиллерийского музея состоялось освящение закладного камня - памятника великому князю Михаилу Николаевичу Романову. Год тому назад бюст великого князя был подарен музею Свято-Михайловским Афонским монастырём на Кавказе. Великий князь являлся ктитором этого монастыря, и на территории обители с 2010 года стоит точно такой же бронзовый бюст. «Петербургский» бюст пока находится в одном из залов музея, но в 2013 году его установят на «внешней экспозиции» - под открытым небом, рядом с артиллерийскими орудиями.
Чин освящения закладного камня совершили наместник Свято-Михайловского монастыря игумен Герасим (Буняев) и петербургский протоиерей Геннадий Беловолов. Освятив камень, батюшки пропели «вечную память» и самому великому князю, и «всем христолюбивым воинам русской артиллерии».
В этот же день в Артиллерийском музее была открыта небольшая выставка, приуроченная к 180-летию со дня рождения Михаила Николаевича. На выставке представлены портреты великого князя, в том числе самые ранние, его ученические тетрадки, мундиры, эполеты, оружие и другие личные вещи. Здесь можно увидеть ордена и медали, которыми был награжден великий князь, и модели российских пушек времен Михаила Николаевича.
«Михаил Николаевич был четвертым сыном Николая I, - сказал во время открытия выставки директор музея В.М.Крылов. - И уже с младенчества отец поставил перед ним задачу: быть артиллеристом. Великий князь действительно стал артиллеристом и последним генерал-фельдцейхмейстером русской армии. И выставку эту мы открываем в преддверии Дня ракетных войск и артиллерии».
«По традиции Артиллерийского музея, выставки здесь открывают выстрелом из пушки. Но сама эта выставка и идея памятника - тоже выстрел, духовное открытие. Это не только открытие выставки, но и открытие имени великого князя Михаила Николаевича. Сегодня мы раздвигаем наш исторический горизонт, начинаем видеть дальше, глубже, сознавать, что тысячелетняя история России - не чья-либо, а наша. У этой истории нет иных наследников, кроме нас с вами. И если мы ее забудем - то ее никто не вспомнит.
Когда я познакомился с личностью Михаила Николаевчиа, то был потрясен. Если такие люди есть в стране - значит, у страны есть будущее. Эти люди должны быть живыми соучастниками нашей истории. Михаил Николаевич - это совесть Дома Романовых, воплощение лучшего, что было в этой династии. По просьбе своего брата Александра II он оставил Петербург и вместе с супругой и детьми уехал на Кавказ. Двадцать лет руководил он этой огненной точкой, когда ситуация там немногим отличалась от нынешней...
Обычно Церковь обращается к государству, обществу, народу с просьбой помочь восстановить то, что разрушено. А здесь произошло наоборот: Церковь выступила инициатором и благотворителем этого замечательного проекта. Монастырь на свои средства нашел возможность отлить и привезти сюда этот бюст. А ведь эти средства в монастыре отнюдь не лишние - если вы побываете там, то убедитесь в этом. Кавказская война - самая продолжительная в истории России. И в то же время это единственная война, которой не посвящено ни одного памятника».
«Наверное, лучшим памятником является наша память, - сказал игумен Герасим (Буняев). - Но память должна быть осмысленной, осознанной. Любое осознанное, осмысленное чувство является чувством совершенным. А самое совершенное чувство - это любовь. Без любви ничто не имеет смысла! Сегодняшнее событие можно назвать делом любви. Оно очень важно для насельников монастыря. Для кого-то великий князь был отцом, мужем, видным государственным деятелем. А для нас он является не только ктитором, но и близким, родным человеком...
Всех вас благодарю! Всем вам - мир с Кавказа!»
После открытия выставки отец Герасим рассказал корреспонденту «Русской народной линии», чем лично ему близок великий князь Михаил Николаевич.
- Свято-Михайловский Афонский монастырь Закубанской пустыни восстанавливается уже десять лет. С самого начала возрождения монастыря мы знали имена людей, которые его основали: отец Мартирий - основатель монастыря, великий князь Михаил Николаевич - его почетный ктитор. Больше ничего о великом князе мы не знали. Может быть, он так и остался бы для нас просто личностью, которая имела какое-то отношение к монастырю. Но мы познакомились с отцом Геннадием, и он нас подвигнул к тому, чтобы более близко познакомиться с ним. И великий князь Михаил стал родным человеком для нашего монастыря! Как основатель монастыря и посмертно является нашим духовным отцом, так стал для нас отцом и великий князь Михаил. И мы всей душой чувствуем, что его молитвы прикладываются к молитвам отца Мартирия.
Великий князь Михаил явился ктитором нескольких монастырей на Кавказе. Новая христианизация Кавказа произошла именно после окончания Кавказской войны. Великий князь Михаил претворил в жизнь идеи одухотворения этого края: строительства храмов, воцерковления людей, в том числе и местного населения. Для него все эти люди являлись частью Российской Империи. А монастыри были оплотом не только Православия, но и государства, а особенно на Кавказе - южном форпосте.
Великий князь Михаил создал и наш монастырь, который является памятником всем воинам, погибшим во время Кавказской войны. Пока монастырь будет существовать - он будет напоминать нам о той огромной жертве, которую принесло тогда Российское государство. В течение более чем пятидесяти лет оно отдавало на Кавказ своих лучших сынов. Почему во время нынешней чеченской кампании совершенно неверующие, невоцерковленные люди совершали подвиги, достойные тех героев, которые воевали за веру, царя и Отечество? А потому, что прежний дух остался. Это семя христианского воина насаждал с любовью, верой и благоговением князь Михаил Николаевич Романов.
- Отец Герасим, во время открытия выставки Вы говорили о том, что любовь должна быть осмысленной и осознанной. Что это значит?
- Мы, конечно, можем говорить, что любим город Санкт-Петербург. Но когда мы начинаем любить конкретных людей, основателей этого города - вот это уже можно назвать настоящей любовью. Так и великого князя Михаила мы уважали и почитали как ктитора нашего монастыря. Но только после того, как мы как бы лично познакомились с ним - мы можем сказать, что любим его. Любая любовь должна быть осмысленной. Проще всего любить какую-то абстракцию. Ведь в каждом человеке есть что-то такое, что многим может не понравиться. А любить надо всего человека, а не отдельное его качество, любить вместе со всеми его слабостями!
Ольга Надпорожская