70 лет подряд 7 ноября наш народ ходил на октябрьские демонстрации. В 2004 году этот праздник был отменен. И это было первое по настоящему важное политическое решение за последние 20 лет.
В этом году в Санкт-Петербурге впервые народ прошел по городу «трех революций» крестным ходом. Не то, чтобы раньше никогда не было крестных ходов, - ведь проходят каждый год «царские стояния» у Спаса-на-крови, несколько раз проходил крестный ход по тротуару Невского проспекта в Лавру на праздник Александра Невского. Но надо признать, что они носят неофициальный характер. Епархия в них не принимает участия, и количество участников оставляет желать большего.
То, что произошло 4 ноября этого года нельзя назвать иначе как историческое событие. Впервые после 1917 года по центральным улицам Санкт-Петербурга прошел всенародный разрешенный властями и благословленный церковью крестный ход во главе с архиереем вчесть 400-летия избавления от Смуты.
Нужно отдать должное: той искрой, из которой возгорелось пламя, стала инициатива депутата Милонова. История не должна забыть виновника торжества. Перед крестным ходом было много волнений и ожиданий. Главный вопрос состоял в том, сколько же человек придет на него? От этого зависело, как общее впечатление, так и будущее продолжение новой традиции. Проблема в том, что у церкви весьма ограничен медийный ресурс. По закону организаторы при подаче заявки должны указать количество участников шествия. Причем в случае превышения заявленного числа участников, организаторы могут быть оштрафованы. В заявке решили указать, как казалось, максимальное количество - три тысячи человек. Накануне православные агентства предприняли «информационную атаку», если это можно так назвать, оповещая население о крестном ходе. Я сам на РНЛ дал предваряющий комментарий.
Наш крестный ход начался от Леушинского подворья. После Литургии у себя в храме мы отправились с прихожанами к Казанскому собору - по Знаменской и Невскому. Мы шли с иконками Казанской Богоматери, пели тропари. Народ оглядывался, улыбался. Кто-то из прихожан сказал: «Трудно было представить 20 лет назад, что мы будет ходить по Невскому с тропарем Божией Матери».
Подходя к Казанскому я испытывал волнение ,сколько же действительно придет народа? Мы пришли минут 10 второго. Надо отметить , крестный ход начался точно в указанное время - ровно 13.00. И мы уже увидели хвост выходящий из собора. Шествие направилось по Казанской и Вознесенскому проспекту к Исаакию. Нам пришлось обгонять весь крестный ход, чтобы догнать нашу икону.
Дело в том, что мы решили принести на этот праздник одну из главных наших святынь - Казанскую икону Божией Матери, написанную в Леушинском монастыре. Эту икону мы обрели года три назад, когда ко мне позвонил незнакомый человек, который сказал, что у него есть икона из Леушинского монастыря. Мы договорились о встрече. Он принес в храм большой и красивый образ Казанского Богоматери с надписью на оборотной стороне, которая свидетельствовала, что икона из Леушинского монастыря и преподнесена в дар ее духовнику иеромонаху Нило-Сорской пустыни Донату. Владелец оказался антикваром, он нашел по интернету информацию о нашем подворье и вышел на нас. Я решил, что он хочет продать нам икону и спросил о цене. На удивление он ответил, что не хочет зарабатывать на этой теме. «Вам икона нужна?» - «Еще бы!» - «Тогда она ваша. Я хочу вам ее подарить». Подарок был тем более ценным, что антиквар предварительно осуществил полную реставрацию иконы. Особый характер всей этой истории добавило то обстоятельство, что он казался евреем, к тому же некрещеным. Я посчитал своим долгом предложить: «Если у вас возникнет такое желание, мы вас с радостью покрестим пред ликом этом иконы…»
Казанская икона была одной из чтимых в Леушинском монастыре, наряду с Похвалой. Этот список стал нашей новой святыней. Икона большая и наши прихожане повезли ее на крестный ход на машине. Они приехали раньше и шли с иконой в самом начале. Поэтому нам и пришлось их догонять, двигаясь ускоренным шагом по тротуару. Но благодаря этому я смог воочию увидеть весь масштаб крестного хода. Могу сразу сказать, что когда крестный ход поворачивал на Вознесенский проспект, он только вышел из Казанского собора. Практически вся Казанская улица была заполнена людьми. По моим впечатлениям заявление количество участников было перевыполнено раз в пять. Реально шло тысяч 15 человек. Это производило сильное впечатление. Мы шли с пением тропаря, которое тут же подхватыли крестоходцы. Здесь уже было много знакомых лиц. Погода в этом момент была - лучше не придумаешь. Ветер утих, облака на небе растянулись, светило тихое осеннее солнышко. Так бы шел и шел за иконой Богоматери.
Правда тут же в крестном ходе выяснилось, что этой ночью сама чудотворная икона была доставлена из Питера в Москву на выставку «Православная Русь». Это событие несколько опечалило. Получается, что главная святыня города, принесенная в Санкт-Петербург в 1703 году еще самим Петром Великим, покинула его. Вспомнилось пророчество святителя Митрофания Воронежского о том, что Питер будет стоят до тех пор, пока в нем будет пребывать этот образ Божией Матери.
Осознав это, я почувствовал важность исторического момента. Очевидно, что на наших глазах совершается какое-то очень важное мистическое событие. Конечно, Матерь Божия не оставила град на Неве. Она объединяет Москву и Питер одним покровом. Но я почувствовал, что эти пять дней, пока иконы не будет в Питере, нужы наши общие усиленные молитвы как бы чего не вышло с нашим городом. Для начала нужно хотя бы почитать акафист Казанской Богоматери.
Когда мы уже на Вознесенском проспекте догнали голову крестного хода, увидели свою икону, которую несли сразу за архиереем и списком Казанской, который заменил Чудотворную. Крестный ход возглавлял владыка Маркелл. (Другие викарные уехали в Москву). С ним шло около 70 священников.
Когда крестный ход приблизился к Исаакию, вся площадь оказалась запружена народом. Загудели колокола четырех колоколен. Никогда не слышал такого мощного звона. Камни Питера возопили хвалу Богу. Это было торжество Православия. Было ясно, что крестный ход состоялся. Все выглядело достойно и представительно. В очередной раз «город и мир» увидели, кто живет в этом городе и в этой стране, кто в ней хозяин. Мой предварительный комментарий на РНЛ был назван «Это будет шествие Самой Матери Божией по улицам нашего города». Считаю, что я не ошибся: это было шествие нашего русского Божьего народа вслед за своей Предводительницей - Взбранной Воеводе Матери Божией.
СМИ пытались, как всегда, смазать впечатление, объявляя главным событием «давку у Исаакия». Давки было не больше, чем у входа в метро в час пик. Православный народ умеет вести себя вполне достойно в таких ситуациях.
В соборе был совершен молебен Казанской иконе. Сказаны приветственные слова. Полтавченко представлял Каченджи, который сказал, что Казанская Богоматерь один из главных символов России. Хорошая мысль, особенно в устах «государственного мужа».
Когда я вышел из Исаакия, уже накрапывал дождик, небо затянуло. Народ спешил на остановки. Стало ясно, что все произошедшее, - настоящее чудо, которое из реальности переходит в священное воспоминание. Думалось: от Смуты 400 лет назад мы худо-бедно смогли избавиться. А когда же мы избавимся от той смуты, которая напала на Русскую землю в 1917 году? Может быть, этот крестный ход станет еще одним шагом к избавлению от той Смуты, в которую мы попали.
Пусть молитвами Богородицы этот первый крестный ход по центральным улицам Санкт-Петербурга не станет последним, но положит основание новой традиции «северной столицы». Будем молиться об этом!